Исследование темновой адаптации (адаптометрия)

Адаптация - способность глаза приспосабливаться к различным условиям функционирования, в данном случае связанным с низким (сумеречным) уровнем освещенности среды.

Исследование темновой адаптации производят, как правило, с помощью приборов различной конструкции. Одни из них (адаптометры) предназначены для определения пороговых величин световой чувствительности глаза в абсолютных величинах, другие характеризуют ее косвенно - по времени выявления феномена Пуркинье (описан в 1825 г.). Последний базируется на им же установленной различной спектральной чувствительности глаза в условиях дневного и сумеречного освещения.

В первом случае она максимальна к лучам с λ 550-560 нм (красным), во втором - сλ 506-510 нм (голубым). Именно по этой причине в сумерках объекты голубого цвета различаются глазом лучше и быстрее, чем точно такие же, но красного цвета.

Состояние темновой адаптации можно определить, используя упомянутый феномен Пуркинье, и с помощью самодельного приспособления в виде картонного прямоугольника (140 х 120 мм) черного цвета, к углам которого приклеены тестовые квадратики (30 х 30 мм) красного, голубого, желтого и зеленого цвета. При сумеречном освещении пациент должен сначала увидеть желтый квадратик, а несколько позже - голубой (они кажутся более светлыми, чем два остальных). Правильность его ответов можно легко контролировать, поворачивая картон то в одну, то в другую сторону, т.е. меняя пространственное положение тестовых квадратиков. О состоянии темновой адаптации судят по времени различения голубого объекта (в норме до 30 с).

29.

Зрачковый рефлекс Зрачком называется отверстие в центре радужной оболочки, через которое лучи света проходят внутрь глаза. Зрачок способствует четкости изображения предметов на сетчатке, пропуская только центральные лучи и устраняя так называемую сферическую аберрацию. Сферическая аберрация состоит в том, что лучи, попавшие на перифери­ческие части хрусталика, преломляются сильнее центральных лучей. Поэтому, если не устранять периферических лучей, на сетчатке должны получаться круги светорассеяния. Мускулатура радужной оболочки способна изменять величину зрачка и тем самым регулировать поток света, попадающий в глаз. Оптимальным в условиях дневного зрения является диаметр зрачка 2,4 мм (2,4 • 10-3 м). На ярком свету зрачок уменьшается в диа­метре до 1,8 мм (1,8-10-3 м). В темноте зрачок расширяется (до 7,5 мм, т. е. 7,5-10-3 м в диаметре), что приводит к ухудшению качества изображения на сетчатке, но увеличивает световую чувствительность зрительной системы. Таким образом, изменение диаметра зрачка изменяет световой поток в 17 раз. Связь между интенсивностью освещения и диаметром зрачка логарифмическая. Реакция зрачка на изменение освещенности носит адаптивный характер, так как несколько (хотя и в небольшом диапазоне) стабили­зирует уровень освещения сетчатки. Если прикрыть глаз от света, а затем открыть его, расширившийся при затемнении зрачок быстро суживается. Это сужение происходит рефлекторно («зрачковый рефлекс»). В радужной оболочке имеется два вида мышечных волокон, окружающих зрачок: одни — кольцевые (m.sphincter iridis), иннервируемые парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва, другие — радиальные (m.dilatator iridis), иннервируемые симпатическими нервами. Сокращение первых вызывает сужение зрачка, сокращение вторых — его расширение. Соответственно этому ацетилхолин и эзерин вызывают- суже­ние, а адреналин — расширение зрачка. При эмоциях, сопровождающихся возбужде­нием симпатической системы (страх, ярость), а также во время боли зрачки расширяют­ся. Поэтому расширение зрачка — важный симптом ряда патологических состояний (например, болевого шока). Зрачки расширяются также при гипоксии. Поэтому расши­рение зрачков при глубоком наркозе указывает нанаступающую гипоксию и является признаком опасного для жизни состояния. Сужение зрачка наступает при рассматривании близко находящихся предметов, когда происходит аккомодация и сведение зрительных осей обоих глаз (конвергенция). Зрачки обоих глаз у здоровых людей бывают расширены или сужены одинаково. При освещении одного глаза зрачок другого тоже суживается, такая реакция называ­ется содружественной. В некоторых случаях размеры зрачков обоих глаз различны: (анизокория). Это может происхо­дить вследствие поражения симпатического нерва на одной стороне, что влечет за собой сужение зрачка (миоз) и одновременно сужение глазной щели (симптом Горнера). Расширение зрачка (мидриаз) одного глаза может быть вызвано параличом n.oculomotorius или раздражением п. sympathicus.

30. Слуховой анализатор - это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций человека. Основная его функция - улавливание и переработка звуковой информации различного характера (шумы, речь человека и др.).

Звук распространяется в виде звуковых волн (колебание воздуха). С физической точки зрения звуки характеризуются такими параметрами, как длинна волны, частота (высота) и амплитуда (сила или громкость).

Основной характеристикой звука является длинна звуковой волны, которой соответствует определенное число колебаний в секунду. Длину звуковой волны определяют расстоянием, которое проходит звук за секунду, деленным на число полных колебаний за это же время. Чем больше число колебаний, тем короче длина волны. У высоких звуков волна короткая и измеряется в миллиметрах, у низких длинная и измеряется метрами.

Высота звука определяется его частотой, или числом волн за 1 секунду. Частота измеряется в герцах (Гц). 1 Гц соответствует одному полному колебанию в секунду. Чем больше частота звука, тем звук выше и наоборот.

Диапазон звуковых частот, который способно воспринимать ухо человека, довольно широк: от 16 до 20 000 Гц. Наибольшая чувствительность слухового анализатора (абсолютный и дифференциальный пороги) наблюдается в области средних частот (от 1000 до 4000 Гц). В речи используются звуки в пределах от 150 (шепот) до 2500 (громкий голос) Гц.

Сила звука (громкость) пропорциональна амплитуде колебаний звуковой волны и измеряется в децибелах (логарифм отношения мощности звука к пороговой, принятой за единицу). Человеческое ухо воспринимает звуки различной силы, от 1 до 140 дБ (Рис. 3).

У ребенка четкая реакция на звук появляется в 7 - 8 недель после рождения, а с 6 месяцев грудной ребенок способен к относительно тонкому анализу звуков. Окончательное морфофункциональное формирование органов слуха у детей заканчивается к 12 годам. К этому возрасту значительно повышается острота слуха. Наименьшая величина порогов слышимости, то есть наибольшая острота слуха, обнаруживается к 14 - 19 годам и после 20 лет уменьшается. Изменяются с возрастом и пороги слышимости речи. У детей 6 - 9 лет порог слышимости 17 - 24 дБ для высокочастотных слов и 19 - 24 дБ для низкочастотных. У взрослых - 7 - 10 дБ для низкочастотных слов. У детей по сравнению со взрослыми острота слуха на слова понижена больше чем на тон (Табл. N 13).

С возрастом падает верхняя частотная граница слуха. У детей она иногда достигает 30 000 Гц, а в 35 лет составляет лишь 15 000 Гц.

Аудиометрия - это метод определения абсолютного порога чувствительности слухового анализатора человека к звукам различной частоты. Абсолютным порогом чувствительности слухового анализатора является та минимальная сила звука, способная вызвать слуховое ощущение или какую-либо ответную реакции.

Аудиометрическое исследование в ходе индивидуального развития позволяет проследить формирование диапазона воспринимаемых частот

Цели работы:

1. Овладеть методом аудиометрии.

2. Записать аудиограмму и сделать вывод, для каких частот наиболее восприимчиво ухо человека.

Приборы и материалы: аудиометр, наушники, бланки аудиограмм.

Ход работы:

Работа производится вдвоем - испытатель и испытуемый. Испытуемому предлагается одеть наушники. Испытатель вставляет бланк аудиограммы в прибор и включает наушники сначала на одно ухо (например, на правое). Далее испытатель устанавливает горизонтальную планку частоты на самый низкий частотный уровень (125 Гц, крайне левое положение на приборе), а горизонтальную планку громкости устанавливает на среднем уровне шкалы (примерно 50 - 60 дБ). После этого испытатель начинает постепенно передвигать горизонтальную планку громкости вверх (уменьшая громкость), спрашивая при этом испытуемого, слышит ли он звук. Как только испытатель получает от испытуемого отрицательный ответ, то отмечает на бланке карандашом или ручкой (в виде точки) уровень громкости, при которой испытуемый в последний раз отчетливо слышал звук данной частоты.

Проделайте то же самое и для других частот - 250, 500, 1000, 2000, 3000, 4000, 6000 и 8000 Гц. В итоге на бланке аудиограммы получится ряд точек. Соедините их плавной линией, и Вы получите аудиограмму. Далее запишите аудиограмму на другое ухо испытуемого.

Проанализируйте аудиограммы. Сделайте вывод, для каких частот слуховой анализатор испытуемого наиболее восприимчив. Почему?

Барани

специальный вращающийся стул для исследования функционального состояния вестибулярнего аппарата — органа равновесия (см.Ухо).Предложено австрийским учёным Р. Барани (R. Ваrаnу, 1876—1936). Б. к. состоит из сиденья, вращающегося вправо и влево в горизонтальной плоскости. Во время проведения исследований (вращения) у испытуемого раздражения с вестибулярного аппарата передаются в продолговатый мозг, в результате чего рефлекторно возникают толчкообразные движения глаз — вращательный Нистагм.После остановки Б. к. по быстроте прекращения нистагма судят о состоянии полукружных каналов и др. отделов вестибулярного аппарата, наблюдают и общую реакцию организма на вращение. Б. к. используется при отборе в авиацию, медицинском обследовании лётчиков, космонавтов и др.

32.Таблица Анфимов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: