Глава 1: Песочная игротерапия

Петрозаводск 2006

Содержание
Введение………………………………………………………………………………..с. 3

Глава 1: Песочная игротерапия……………………………………………………….с. 4 - 7

Глава 2: Игры с песком в коррекции детей с проблемами в развитии…………….с. 8 - 11

Глава 3: Практическая часть (рекомендации для организации игр с песком)…….с. 12 - 13

Заключение…………………………………………………………………………….с. 14

Список литературы……………………………………………………………………с. 15

Приложение……………………………………………………………………………с. 16 - 21


Введение
Когда песчинки взлетают в небо,

Они превращаются в звезды.

Но когда звезды падают вниз,

Их уже не отличишь от простого песка.

Звезды – это песчинки, которые над головой,

А песчинки - это звезды, которые под ногами.

Феликс Кривин


Благодаря Карлу Густаву Юнгу и Доре Калфф создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в данный момент.

Однако не забывают и мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающих и образовательной работы.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятию. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психологическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Глава 1: Песочная игротерапия

Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви и уверенности ребенку. Особая роль отводиться играм с песком, или «песочная терапия» (концепция такой терапии использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и др. учеными).

Идея «терапии песком» (или «sand-play») была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961), описывающим ситуацию собственного душевного кризиса в подростковом возрасте, когда на берегу реки в течение нескольких часов он лепил из песка города и замки и в результате обнаружил, как прояснилось его мышление, освободилась фантазия, и он почувствовал в себе новые силы, энергию жизни и силы разрешить свои проблемы. Однако воплотить эту идею в свою психоаналитическую практику Юнгу не удалось. (1;)

На сегодняшний день данную проблему изучают и отечественные педагоги, и психологи, а именно В. Абраменкова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Г. Любина, О. Желонкин, В. Костина, И.Ю. Оглоблина, Н. Стебенева.

Педагоги считают, что «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию. (6;)

Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода.

Песочница – посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих впечатлениях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.

Главная особенность «песочницы» в том, что она позволяет ребенку или детской группе реально создавать, творить картину мира в «живом» трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микросоциума, ощущая себя его творцом.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. (5;) Песок поглощает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Песок снимает стресс, снижает уровень нерво-психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоций. (8;)

Основные принципы организации игр с песком:


Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность (для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход)


«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. (реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем)


Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. (на основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений) (3,7;)


Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:


Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка)


Познавательные (с их помощью познается многогранность мира)


Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие детей) (5;)


Как проводится «терапия» песком?

Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в песок, перетирать его между пальцами, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «мне нравится погружать руки в этот песок; «Я чувствую тепло песка; «Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно», «Песок теплый, приятный, ласкает пальчики». В последующем детям можно предложить ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладонь). (6;)

Пальчики «гуляют по песку», «танцуют» на песке, «играют как на пианино», «работают на компьютере», прыгают, выполняют зигзагообразные движения и т.д. Эти упражнения наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики учат детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Погрузив кисти рук в песок, ребенку нужно ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Игра усложняется, если это упражнение проделать во влажном песке. Коррекционное воздействие песка можно рассматривать как элемент арттерапии. (7;)

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравиться им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия и величину (большой, маленький, средний). Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, «продавать», перевозить, лепить из него «угощения» ит.д. (6;)

Целесообразно использовать объекты неживой природы, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Игры с песком, с водой, со снегом – это одна из форм естественной деятельности ребенка в природной среде. Такой подход позволяет детям в процессе игры определять цвет, форму, размер, упругость, запах, вес объектов. Информация усваивается на основе межанализаторных связей, что делает опыт ребенка более полным, достоверным, прочным. Кроме того, объекты неживой природы доступны, игры с ними не требуют сложных приспособлений или специально созданных условий. Детям можно предложить такую игру: взрослый закапывает предмет, а дети в процессе раскопок по открывающей части предмета пытаются догадаться, что же там спрятано. Можно закопать несколько предметов и попросить на ощупь узнавать их (вариант игры «Чудесный мешочек»). (7;)

А также с удовольствием дошкольники играют не только в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), но и в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

«Песочная терапия» - это и возможность обучения предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природного материала (кусочков дерева, веток, шишек, камушков) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентировка, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

Таким образом, «песочная терапия» позволяет:


Стабилизировать психоэмоциональное состояние


Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику


Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность


Развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую)


Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор


Разнообразить способы сотрудничества (6;)


Игры и упражнения с объектами неживой природы успешно используются в работе с детьми с умственной отсталостью, ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Их можно также предложить детям, имеющие сенсорные нарушения. Выбирая материал, важно учитывать не биологический возраст ребенка, а социальный, отражающий уровень его речевого, моторного и психического развития.


В процессе проведения игр и опытов важно придерживаться следующих правил:


Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей


Использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей


Дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка


Использовать различные виды помощи детям: побуждение, стимулирование деятельности, подсказку, наводящий вопрос, указания на ошибку, совместную деятельность по типу «руки в руки», указательный жест, указательные пути решения, демонстрацию способа решения


Не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения


Создавать игровые обучающие ситуации, а также проблемные ситуации


Связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице(7;)


Методика рассчитана на детей различного возраста: от дошкольного до подросткового, в ней могут участвовать и взрослые. При этом возможна и групповая работа, при которой группа сверстников оказалась в ситуации совместного творческого моделирования на песке: это выработка общего плана, групповое обсуждение композиции. Важнейшее преимущество песочных картин в том, что они могут быть сфотографированы, тем самым можно проследить динамику образов, процесса совместной деятельности, особенностей взаимоотношений.

Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и прочие проявления эмоционального неблагополучия, особенно нуждаются в подобных играх. Сначала это может происходить индивидуально и на свободную тему, затем можно предполагать различные сюжеты. Тематика песочных картин может быть следующей: конструирование (индивидуальное, вдвоем, втроем, вчетвером) на свободную или заданную тему («Сотворение мира», «Добро и зло», «Наше будущее»).

Как показали исследования и опыт В. Абраменковой и ряда других исследователей, песочная игра обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и других проблем. Серия песочных композиций, созданных ребенком, оказывается психодиагностическим средством, позволяющим обнаружить тенденции развития отношений в детский группах, трансформацию образов и поиск механизмов перестройки сознания и поведения ребенка. Было обнаружено следующее: негативные эмоции, внутренние конфликты и страхи находили свое выражение в песочных картинках либо в прямом (изображении смерти, убийств), либо в символическом виде (выбор фигурок - монстров) и других символов страха, чрезмерное использование загородок). На начальном этапе почти для каждой детской группы были характерны яркие конфликты, нередко заканчивающиеся слезами (для девочек) или драками (для мальчиков). Спустя некоторое время в процессе совместного создания песочных картин негативные тенденции ослабевали, а затем и исчезали, как бы «уходили в песок», отношения становились более ровными, гуманными. Сами песочные картины меняли свою семантику, гармонизировались и упорядочивались. (1;)

С помощью игр с песком у детей могут успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету. (8;)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: