Структурными элементами курсовой работы являются:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Основная часть (2-3 главы, 5-6 вопросов).
5. Заключение.
6. Список использованных источников.
7. Приложения.
Титульный лист является первой страницей курсовой работы и служит источником информации, необходимой для проверки и регистрации работы (прил. 3).
Оглавление включает введение, названия глав и параграфов согласно плана работы, заключение, список использованных источников и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются указанные элементы курсовой работы. Оглавление включается в общую нумерацию страниц курсовой работы и является второй страницей работы.
Объем работы составляет 22-40 страниц печатного текста, не считая приложений.
Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.
Введение.
Во введение следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, объект и предмет исследования, методологические основы и методы исследования, теоретическую и практическую значимость исследования, информационную базу исследования, хронологические рамки, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений, кратко охарактеризовать структуру работы.
|
|
Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных элементов введения.
Актуальность темы исследования. Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в научной литературе, а также показать то, что в ее основе лежит научная проблема, т.е. противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.
При описании актуальности темы исследования обычно используют такие обороты, как: «Актуальность исследования определяется тем, что …»; «… что подтверждает актуальность выбранной темы исследования».
Цель исследования. От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы. Цель исследования это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования. Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации, путем ее анализа, нахождении новых закономерностей между экономическими явлениями. Формулировка цели исследования обычно начинается словами: «разработать критерии (модель, методику, требования, основы и др.)», «обосновать что-либо», «выявить что-либо» и т.п.
Задачи исследования логически вытекают из общей цели и рассматриваются как основные этапы работы исследователя. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления: проанализировать…, разработать…, обобщить…, выявить…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, изложить…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить…, дать рекомендации…, установить взаимосвязь…, сделать прогноз… и т.п.
|
|
Формулировки задач исследования необходимо делать как можно точнее и очень тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав (вопросов) работы. Это важно также и потому, что из формулировок задач обычно определяются и названия глав (вопросов) курсовой работы.
Обычно используется следующая формулировка: «Исходя из указанной цели, основными задачами исследования являются: 1) изучить…, 2) выявить…, 3) разработать…, 4) экспериментально проверить…» и т.д.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранную для изучения. Это та часть практики или научное знание (если исследование теоретическое), с которой исследователь имеет дело. Объект всегда должен находиться в области данной науки или процесса и не выходить за их пределы.
Предмет исследования находится в границах объекта, это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные и наиболее существенные (с точки зрения выбранного направления исследования) признаки объекта. Один и тот же объект может служить предметом разных исследований или научных направлений. При формулировании предмета исследования следует заметить, что он должен совпадать с темой исследования или по смыслу быть очень близок к ней.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.
Методологические основы и методы исследования. Под методологическими основами исследования обычно понимают те концепции и теории, которые легли в его основу. Имеются в виду не все те публикации, на которые студент ссылается, а только те (но не более четырех), которые действительно лежат в основе исследования. Чаще всего методологические основы исследования формулируются примерно так: «исследование опиралось на концепцию…», «методологической базой исследования послужили работы…», «методологической основой исследования является…» и т.п.
Метод – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается объект. Специфика метода зависит от своеобразия объекта исследования и предмета науки.
Общие методы научного исследования используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках и делятся на 3 большие группы:
1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент).
2. Методы, используемые как при эмпирическом, так и при теоретическом исследовании (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторические и логические методы, восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация и аксиометрический метод).
3. Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация и аксиоматический метод).
Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания. Например, к специальным методам экономических исследований относят методы комплексного экономического и инвестиционного анализа, математической статистики, такие приемы научного исследования как динамический и структурный анализ, конструирование управленческих технологий и логических схем, табличная визуализация и интерпретация данных и др.
Теоретическая значимость работы характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна курсовых работ обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов.
|
|
Практическаязначимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести экономическим субъектам для повышения эффективности своей деятельности.
Информационная база исследования включает в себя перечень законодательных, нормативно-правовых актов, статистические материалы, наиболее значимые монографии и научные исследования.
Хронологические рамки (период) исследования. Практический материал в курсовой работе должен быть проанализирован за последние три года в динамике.
Направления реализации полученных выводов и предложений являются важным элементом введения. Полученные автором результаты могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов в практической деятельности экономических субъектов (что подтверждается соответствующими актами). Такой составной частью введения отличаются далеко не все курсовые работы, однако наличие направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую теоретическую и практическую значимость.
Структуру работы целесообразно раскрыть в заключительной части введения, т.е. дать краткий перечень структурных элементов курсовой работы и обосновать последовательность их расположения. Необходимо указать, что работа состоит из введения, основной части и заключения, объем работы, наличие и количество таблиц, рисунков и приложений.
«Введение» в курсовой работе должно быть по объему 3-4 страницы. «Введение» – это самостоятельная часть работы. Ни в плане курсовой работ, ни в тексте оно цифрами не обозначается. Каждый элемент «Введения» излагается с новой строки.