Управление государственным долгом

Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств.

Управление внешним государственным долгом - меры, направленные на регулирование внешнего государственного долга, обеспечение его своевременного погашения и обслуживания;

Управление государственным долгом (как внутренним, так и внешним) осуществляется Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь.

К основным методам управления государственным долгом от­носятся следующие.

1) рефинансирование - погашение старой государственной задолжен­ности путем выпуска новых займов;

2) обмен облигаций по регрессивному соотношению - несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой;

3) конверсия — это изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам;

4) консолидация - это изменение сроков уже выпущенных займов;

5) унификация займов - объединение нескольких займов в один;

6) отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов - проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займа, но и на этот период прекращается выплата дохода по займу;

7) аннулирование государственного долга - отказ государства от долговых обязательств;

8) реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.

25. Как экономическая категория деньги представляют собой средство выражения стоимости товаров, меру стоимости, всеобщий эквивалент множества стоимостей товара.

Сущность денег проявляется через их функции:

1) мера стоимости;

2) средство накопления (тезаврации);

3) средство обращения;

4) средство платежа;

5) функция мировых денег, проявляющаяся в обслуживании международного товарообмена.

Под денежной системой государства понимается законодательно закрепленное устройство денежного обращения, включающее взаимодействие образующих ее элементов.

Денежная система Республики Беларусь включает следующие элементы:

1) официальную денежную единицу;

2) эмиссию наличных денег;

3)организацию и регулирование денежного обращения.

Официальной денежной единицей (валютой) Республики Беларусь является рубль. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и публикуется Национальным банком Республики Беларусь.

27. Современный безналичный оборот в Республике Беларусь организован в соответствии со следующими принципами:

1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;

2) основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;

3) расчеты наличными деньгами между юридическими лицами на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в безналичном порядке;

4)требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), или после этого;

5) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;

6) формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке.

Расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо.

Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода проводятся на основании платежных инструкций.

Платежные инструкции могут быть выданы посредством:

представления расчетных документов (платежного поручения, платежного требования, платежного требования-поручения);

использования платежных инструментов при осуществлении соответствующих операций (чека, банковской пластиковой карточки, других инструментов);

Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой один банк (банк-отправитель) по поручению клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк-получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк.

Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара либо действий, совершенных в его пользу, на основании направленных плательщику (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя осуществить платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Банковская пластиковая карточка - платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету и проведение расчетов в безналичной форме за товары (работы, услуги), получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Аккредитив - обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя.

Под инкассо понимается осуществление банками операций с документами на основании полученных инструкций клиента, в результате которых плательщику передаются финансовые документы, не сопровождаемые коммерческими документами (чистое инкассо), либо финансовые документы, сопровождаемые коммерческими документами, либо только коммерческие документы (документарное инкассо) в целях получения платежа и (или) акцепта платежа или на других условиях.

29. Валютный контроль - деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Основными направлениями валютного контроля являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

- обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

- предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;

- проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

- анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются:

1) Совет Министров Республики Беларусь - определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля.

2) Национальный банк Республики Беларусь - осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций.

3) Комитет государственного контроля Республики Беларусь - формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций.

4) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь - осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

- проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;

- осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

- получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

- приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;

- осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются:

1) республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, - осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта; принимают меры по устранению подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства; представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством.

2) таможни - производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством; контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров; осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей.

3) банки и небанковские кредитно-финансовые организации - осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: