Необходимость и методы государственного регулирования на микроуровне

Государственное регулирование – совокупность форм и методов целенаправленного воздействия на экономику для поддержания ее в заданном режиме путем определения условий ценообразования.

Цели гос-го регулирования: сдерживание пр-ва одних товаров и стимулирлвание выпуска других, сокращение уровня безработицы, выравнивание доходов населения, борьбы с инфляцией.

Методы: прямые (сила гос-ной власти и влючают в себя меры заперета, разрешения и принуждения, т.е. прямое вмешательство гос-ва в эк-ку предприятия в виде целевого финансирования программ, введение фиксированных цен, гос.знаков и т.д.) и косвенные (использование системы налогооблажения, инструметнов финансовой и денежно – кредитной политики).

Формы: 1)правовая (гос-во определяет правовую основу, в соответствии с которой устанавливаются основные нормы (правила) владения собственностью и функционирования эк-ки, отдельных хоз-щих субъектов, регионов и отраслей); 2)социально-экономическая (сов-ть конкретных способов воздействия на процессы, поведения хоз-щих субъектов и экономическую активность); 3)организационно-институциональная (гос-во регулирует процессы функционирования эк-кой системы, путем создания соответствующих учреждений, институтов и агенств различного направления и профиля).

Основные инструменты микроэк-го регулирования: антимонопольное регулирование, политика разгос-ния, приватизации и национализации, политика в области распределения созданного общественного продукта, охраны окружающей среды, создание общественных благ. Более значимые: цены, налоги, дотации и субсидии.

39.Необходимость, возможность и методы гос-го регулирования цен.

Способы воздействия го-ва на цены (вид цены – роль гос-ва): 1)фиксированная цена – цыны устанавливает само гос-во; 2)регулируемые гос-вом цены – гос-во устанавливает правила для предприятия, а оно уже само устанавливает цены; 3)свободная (договорная) цена – гос-во устанавливает “правила игры” на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию.

Инструменты гос-го воздействия: фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэк-кая политика и др.

Фискальная политика – деят-ть гос-ва по распоряжением бюджетными средствами.

Функции, выполняемые гос-вом: создание и регулированиеправовой основы функционирования эк-ки, антимонопольное регулирование, воздействие на размещение ресурсов, деят-ть в сфере распределения доходов; деят-ть гос-ва, как субъекта имущественных отношений.

40.Внешние эффекты. Теорема Коуза.

Внешние эффекты – это издержки и выгоды, которые распространяются на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные результаты от деятельности других (или несущих дополнительные издержки).

Рональд Коуз (род.в 1910, нобелевский лауреат 1991 г.) считает, что государство не способно эффективно решить проблему внешних эффектов. Оно не может правильно оценить размеры внешних издержек, сопоставить потери и выгоды, согласовать интересы сторон.

Средства, перераспределяемые государством, зачастую поступают не тем, кому надо компенсировать производимые затраты или восполнить непредвиденные убытки. Участие государства в решении подобных вопросов требует немалых затрат и тем самым увеличивает внешние издержки.

Смысл заключения: наличие внешних эффектов не может служить основанием для вмешательства государства.

Коуз сформулировал вывод: «Прямое правительственное регулирование не всегда дает лучшие результаты, чем простое предоставление проблемы на волю рынка или фирмы». Этот вывод получил название теоремы Коуза.

Коуз утверждает, что стороны могут договориться между собой и решить проблему внешних эффектов без арбитража извне.

Прийти к соглашению они смогут при наличии двух условий: 1) должны быть четко определены права собственности – права владения и использования, управления и отчуждения, обеспечения защиты и ответственности; 2)стоимость заключаемого соглашения (договора) должна быть сравнительно невысокой.

Отмечал Коуз: проблема побочных эффектов может быть решена соглашением заинтересованных сторон.

Но теорема применима не всегда. Соглашение не может быть достигнуто без внешнего вмешательства, если в спор вовлечено значительное число людей, а набор негативных эффектов очень велик.

41.Общественные блага. Проблема оптимизации объема производства.

Блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности, как определенного человека, так и населения в целом.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ: общественные - находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально; индивидуальные (частные блага)- могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

Общественные блага: общественные и коллективные блага. Коллективное благо может быть использовано всеми членами общества только ограниченно. Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства. Общественные блага: дороги, здравоохранение, образование, мосты и.т.д..

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам.

Общепринятые блага: бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование, работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ -в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами: 1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ; 2) неделимостью блага; 3) нерыночным характером стоимости блага; 4) тотальным и не исключаемым характером блага

По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ: 1) общегосударственные общественные блага; 2)местные общественные блага.

В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ: 1) исключаемые общественные блага; 2)не исключаемые общественные блага.

Единственным эффективным производителем благ может быть государство. Налоги — это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

На основании территориальных границ выделяют следующие общественные блага: 1)Международные общественные блага. 2) Национальные общественные блага. 3) Местные общественные блага.

Проблема потребления благинтегративность – издержки, необходимые для взимания платы за использование большинства благ, превышают издержки на их производство

Особенность потребления общественных благ - сложность осуществления эффективного контроля за обеспечением населения ими, а также количественными объемами его производства.

Проблема потребления общественных благ - нежелание населения оплачивать их.

Производство общественных благ. Общественноеблаго неделимо, не может быть продано по частям, и все пользователи потребляют одинаковое количество блага. Невозможноопределить цену на отдельные единицы общественного блага. Совокупныйспрос на общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Совокупный спрос на частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов, а совокупный спрос на общественное благо определяется путем суммирования индивидуальных предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема блага.

Специфика общественных благ - их потребление всегда сопровождается положительными эффектами для всех.

Проблемаобщественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Решение проблемы обусловлено применением общего принципа: благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства.

42.Понятие Парето – оптимальности распределения ресурсов, товаров и доходов.

Оптимальность по Парето гласит: "Следует считать, что любое изменение, которое никому не причиняет убытков и которое приносит людям пользу (по их собственной оценке), является улучшением". Оптимальность по Парето является одним из самых распространенных критериев оптимальности.

Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Концепция -общество находится в состоянии общего экономического равновесия и социальной эффективности распределения ресурсов, которое предполагает оптимальное распределение в сфере производства при минимальном использовании ресурсов и эффективное распределение в сфере потребления, обеспечивающее максимум удовлетворения потребностей. Рыночная экономика в условиях совершенной конкуренции автоматически достигает оптимума по Парето.

Оптимальность неприменима к ситуации, когда предложенное изменение приносит пользу одним и в то же время наносит потери другим.

Условия обеспечения оптимальности по Парето: 1)Оптимальное распределение благ между потребителями исходит из соблюдения условия, согласно которому предельная норма замещения двух благ должна быть одинаковой для обоих потребителей. Предположим, что в экономике производятся два блага X и Y и имеются два потребителя А и В, то MUxa/MUya = MUxb/MUyb; 2)Оптимальное распределение ресурсов в производстве. Для производства благ X и Y имеется два ресурса i и j. В этом варианте должно соблюдаться равенство, согласно которому соотношение предельных продуктов i и j, используемых для производства блага X, равно соотношению предельных продуктов i и j в производстве блага Y, а именно: MPix/MPjx = MPiy/MPjy; 3)Оптимальный объем производства. Граница производственных возможностей показывает количество благ X и Y, которые могут быть произведены в условиях полного использования ресурсов. Оптимальный объем производства для любых двух благ будет при соблюдении следующих соотношений: MUx/MCx = MUy/MCy


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: