Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия

Под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за продукцию (товары, работы, услуги). Анализ затрат начинается с построения их классификации, которая помогает получить комплексное представление об их свойствах и основных характеристиках. Динамика затрат в зависимости от уровня деловой активности в зависимости от уровня деловой активности предприятия (или объема производства) затраты делятся на постоянные и переменные. Переменные затраты () изменяются пропорционально объему производства или уровню деятельности. П остоянные затраты () это некоторые общепроизводственные расходы (расходы на аренду, амортизационные отчисления и др.), общехозяйственные и некоторые коммерческие расходы. Постоянные затраты одинаковы для всех уровней деловой активности, в то время как постоянные затраты на единицу продукции уменьшаются с ростом уровня деловой активности. В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить затраты, являющиеся исключительно переменными и постоянными. В большинстве случаев затраты являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение уровня деловой активности предприятия также сопровождается изменением затрат, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат черты как переменных, так и постоянных затрат. К таким затратам относятся: электроэнергия; зарплата продавцов, включающая постоянный оклад и комиссионные с продаж, и пр. Средние затраты (АС) являются затратами на единицу продукции. Они представляют собой частное от деления суммарных (валовых) затрат на объем реализуемого товара (Q). Сравнивая средние затраты с ценой выпускаемой продукции, можно определить прибыльно ли производство данной продукции и нужно ли ее производить. Приростные затраты – это дополнительные затраты, которые возникают в результате изготовления нескольких дополнительных единиц продукции. Аналогичный подход применяется и к приростному доходу (выручке). Предельные (маржинальные) затраты (МС) представляют собой прирост затрат, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции. Маржинальные затраты рассчитываются как производная суммарных затрат по объему производства. Прямые и косвенные затраты. По способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции затраты делятся на прямые и косвенные. Прямыми считаются затраты, которые прямо включаются в себестоимость продукции, и их величина зависит от количества выработанных изделий. К таким затратам относится: основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих вместе с начислениями на заработную плату (ЕСН) и некоторые другие. Косвенными считаются затраты, которые возникают и формируются за период независимо от того, сколько и каких изделий производится. К косвенным затратам относятся: арендная плата; амортизационные отчисления; вспомогательные материалы; заработная плата подсобных рабочих, менеджеров, мастеров, и др. Методы дифференциации затрат. Любые затраты в общем виде могут быть представлены формулой: Y = a + bX, где Y - совокупные затраты, руб.; a – постоянные затраты, руб.; b - переменные затраты на единицу продукции, руб.; X – показатель, характеризующий уровень деловой активности предприятия (объем производства продукции, работ, услуг и др.) в натуральных единицах измерениях. Методы планирования затрат на производство и реализацию продукции. Различают следующие методы планирования себестоимости: 1) Метод полного включения затрат в себестоимость продукции. 2) Метод «директ-костинг» (direct costing) – метод прямых затрат. Выбранный метод планирования влияет на величину себестоимости продукции и, следовательно, прибыль предприятия. А) Согласно методу полных затрат все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции, полностью включаются в себестоимость продукции. Таким образом прямые и косвенные затраты пропорционально распределяются между реализованной продукцией и готовой продукцией на складе. В плановую калькуляцию по заранее установленным нормам включаются как прямые, так и косвенные затраты. Общий объем косвенных затрат пропорционально распределяют на изделия с помощью заранее рассчитанных коэффициентов распределения косвенных затрат. Б) Согласно методу прямых затрат, все издержки подразделяются на переменные (прямые) и постоянные. При этом себестоимость планируется только по переменным затратам. Постоянные затраты в плановую калькуляцию не включают, а периодически списывают на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибыли и убытков за период. По переменным затратам (материалам, оплате труда) оцениваются также запасы – остатки готовой продукции на складе и незавершенного производства. Ценовая политика предприятия – это система стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи товаров предприятия. Набор методов, с помощью которых эти правила можно реализовать на практике, называются стратегией ценообразования. Формирование ценовой политики происходит в несколько этапов:1. На первом этапе формируются стратегические цели предприятия, которые являются основой для определения направлений его деятельности и устанавливаются на длительный период. Такими целями могут быть, например, проникновение на рынок и закрепление на нем, увеличение своей доли продаж на рынке и пр. 2. На втором этапе происходит реализация выбранной стратегии при помощи решения ряда задач в самых разнообразных видах деятельности предприятия: производстве, ценообразовании, управлении затратами и пр. 3. Если анализ рыночной ситуации подтверждает, что стратегические цели предприятия могут быть обеспечены за счет решения конкретных задач в области ценообразования, приступают к разработке тактики ценообразования. Тактика ценообразования - это набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию предприятия, которые используются для решения задач, поставленных перед специалистами по ценообразованию. К числу таких мер относятся установление скидок и надбавок к ценам. В) И, наконец, определение тактики ценообразования создает основу для разработки ценовой политики и определения на ее основе уровня цен. Ценовая политика предприятия во многом зависит от конкурентной структуры рынка. Структура рынка – это основные характеристики рынка, к числу которых относятся: количество и размер предприятий, находящихся на рынке, степень сходства (различия) товаров разных фирм, условия вхождения на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации. Существуют определенные особенности ценообразования на различных типах рынка: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии. В зависимости от типа товаров (рынков) и позиции, занимаемой тем или иным предприятием, все предприятия можно разбить на две группы: 1) Предприятия, формирующие цены (ценовые лидеры). 2) Предприятия, следующие рыночным ценам (ценовые последователи). Когда предприятие является ценовым лидером, то для формирования ценовой политики и стратегии ценообразования важным исходным материалом (базой) является информация о затратах. Такая информация также важна и для предприятия - ценового последователя, когда он определяет объем, ассортимент и качество продукции, на которые должны быть направлены его маркетинговые усилия с учетом доминирующей на рынке цены. Также важно в расчетах учитывать инфляционный фактор, поскольку даже при неизменности цен на продукцию происходит их снижение за счет инфляции. Поэтому цены на продукцию в условиях инфляции должны содержать инфляционную составляющую.

Наибольшее влияние на ценообразование предприятия оказывают покупатели, конкуренты и затраты. Вес этих факторов при ценообразовании зависит от конкретных обстоятельств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: