Глава 1. Предмет и задачи исправительной психологии

Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления ранее нарушен­ных социальных качеств личности, необходимых для полно­ценной ее жизнедеятельности в обществе, проблемы эффек­тивности наказания, динамику личности осужденного в про­цессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения в условиях социальной изоляции, соответствие ис­правительного законодательства задачам исправления осуж­денных.

Ресоциализация личности осужденных, связана прежде всего с их ценностной переориентацией, формированием у них меха­низма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного по­ведения. Создание условий формирования социально адап­тированного поведения личности — основная задача испра­вительных учреждений.

Исправительная психология исследует закономерности и осо­бенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Перед ра­ботниками исправительных учреждений стоит сложнейшая задача диагностики личностных дефектов осужденных, разработка обоснованной программы исправления этих дефектов, предупреждение тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации личности.

Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных — задача посильная только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в соответствующих кадрах, и крайнюю научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии — теста личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.

Среди осужденных (заключенных) — люди, потерявших ценностные ориентации в жизни, многие из них страдают аутизмом (болезненной социальной отчужденностью), разнообразными психическими аномалиями — психопаты, невротики, лица с крайне пониженной психической саморегуляцией. Эти люди остро нуждаются в медико-реабилитационном и психотерапевти­ческом режиме.

Основной "грех тюрьмы" — отрыв человека от его социаль­ного лона, разрушение социальных связей личности, подавле­ние ее способности к свободному целеполаганию, разрушение ее возможности человеческой самореализации. Человек, разучив­шийся в процессе исполнения уголовного наказания планиро­вать свое поведение, — психический инвалид.

Самый краткий и пока еще предварительный перечень про­блем тюрьмы свидетельствует о необходимости коренной пере­стройки всей методологии исправительного права, пересмотра устаревших догм. Необходима, прежде всего, реорганизация дея­тельности самой тюрьмы на современных принципах гуманизма и прав человека.

В настоящее время в связи со вступлением России в Совет Европы пенитенциарная система в нашей стране должна соот­ветствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и прак­тически ориентированная современная пенитенциарная психо­логия — наука о внутренних, психических механизмах самореорганизации личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: