Содержание критерия | Ранг |
Надежность времени доставки | |
Затраты (тарифы) на транспортировку | |
Общее время доставки | |
Готовность (гибкость) перевозчика к изменению тарифов | |
Финансовая стабильность перевозчика | |
Наличие дополнительного оборудования грузопереработки | |
Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке | |
Сохранность груза (потери, хищения) | |
Экспедирование | |
Квалификация персонала | |
мониторинг | |
Готовность (гибкость) перевозчика к изменению сервиса | |
Гибкость маршрутов | |
Пакетный сервис | |
Процедура заказа | |
Качество организации продаж транспортных услуг | |
Специальное оборудование |
Схема выбора перевозчика с помощью ранжированных систем критериев заключается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков, полученного по алгоритму, приведенному на рис.4.
Рассмотрим пример использования алгоритма выбора перевозчика согласно схеме.
|
|
нет
да
конец
Рис. 4. Алгоритм выбора перевозчика
Предположим, что логистическим менеджером в качестве критериев отбора приняты (из табл.2):
• надежность времени доставки ( 1 );
• тариф на перевозку (2);
• финансовая стабильность перевозчика (5);
• Экспедирование (9);
• Готовность (гибкость) перевозчика к изменению сервиса (12).
В скобках приведены соответствующие ранги факторов.
Допустим далее, что анализ рынка транспортных услуг позволил выявить трех перевозчиков, удовлетворяющих логистическим требованиям к транспортировке определенного вида груза. Степень удовлетворения этих перевозчиков выбранной системе факторов оценивалась независимыми экспертами по трехбалльной оценке: 1 — хорошо, 3 — удовлетворительно, 2 — плохо.
Вычисление соответствующих рейтингов сведено в табл. 4.
Вес критерия рассчитывается путем деления общего количества факторов на ранг критерия.
Вычисление рейтинга перевозчика по каждому фактору в примере производилось с учетом весовых коэффициентов, полученных из расчета общего количества факторов, деленного на соответствующий ранг. Несмотря на то, что по оценке экспертов суммарный рейтинг у всех перевозчиков (сумма баллов) оказался одинаковым и равным10,учет ранга фактора с весовым коэффициентом показал, что перевозчик I является более предпочтительным.
Простейший алгоритм выбора перевозчика, подобный рассмотренному выше, может быть использован для предварительной оценки. Для окончательного выбора применяются, как правило, более сложные количественные методы и модели, основанные, например, на теоретическом аппарате исследования операций, методах функционально-стоимостного анализа и т.п.
|
|
При анализе перевозчика так же важным является учет экспедитора, который за вознаграждение и за счет грузоотправителя или грузополучателя обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг:
• организацию перевозок по маршруту;
• заключение договора перевозки;
• обеспечение отправки и получения груза,
а также:
· получение и оформление документов для экспорта-импорта грузов;
· выполнение таможенной очистки и др. формальностей;
· контроль за состоянием и количеством груза;
· контроль погрузо-разгрузочных работ;
· уплата пошлин, сборов и др. расходов по транспортировке;
· контроль за хранением, складированием, сортировкой, комплектацией и т.п. грузов;
· оказание информационных, страховых и т.п. услуг.