Следует помнить, что логопедическая работа, проводимая с использованием компьютера, значительно отличается от традиционных методов коррекции недостатков речи. Опыт свидетельствует, что при выполнении психологических тестов на бумаге и на компьютере результаты могут значительно отличаться. В значительной мере эти различия определяются тем, что материал, предлагаемый для работы, воспринимается детьми с экрана, а не с привычных картинок, упражнений в учебнике, индивидуальных карточек и т.п. Материал на экране располагается вертикально, а не горизонтально как на бумаге. Существенным отличием работы является также то, что при выполнении задания используются не традиционные ручки или карандаши, а клавиатура и мышь.
Именно поэтому важно уделить пристальное внимание подготовительным упражнениям. Начинать работу следует в одной из двух основных стратегий: либо предоставить ребенку достаточно времени, чтобы он смог самостоятельно поиграть с компьютером, понажимать различные кнопки, подвигать мышью, то есть удовлетворить свой естественный интерес, а затем только показывать, как выполнить то или иное упражнение, получая необходимый результат, либо ограничить его самостоятельность и дозировано учить выполнять упражнения, регламентируя действия ребенка правилами работы с компьютером (как и какие нажимать кнопки, как пользоваться мышью). При этом, памятуя о психических особенностях умственно отсталого ребенка, педагог должен спланировать пути и приемы завершения работы так, чтобы это не вызвало эмоционального напряжения.
Имеющийся опыт свидетельствует, что умственно отсталые дети склонны воспринимать компьютер в качестве интересной и необычной игрушки или как поощрение своих успехов. Чтобы избежать этих нежелательных реакций и дать возможность ребенку уяснить, что работа с тренажером ведется не по его прихоти или для развлечения, а для достижения хороших результатов работы, мы рекомендуем периодически держать его включенным вне зависимости от того, планируется работа с ним или нет.
Учителю следует тщательно продумать формы и приемы знакомства с тренажером. Работу лучше строить индивидуально, учитывая особенности каждого ученика.
Педагогу требуется более внимательно отнестись к планированию работы с компьютером с детьми с неустойчивой эмоционально-волевой сферой. Для них целесообразно включать работу на конечных этапах занятия с переходом переписывания в тетрадь отработанного материала.
Кроме того, необходимо отметить, что умственно отсталые учащиеся не всегда понимают смысл задания и способ его выполнения. Поэтому после повторного объяснения учитель должен совместно с ребенком проработать несколько заданий. Если ученик понял задание, на это укажет характер выполнения упражнения.
Тренажер устроен таким образом, чтобы для специалистов и педагогов обращение с ним было максимально простым и удобным. В любой момент работы можно обратиться к помощи компьютера.
Мы рекомендовали бы ежедневно делать заметки о результативности использования тренажера, чтобы понять, в каком случае и какое упражнение дает наиболее высокий результат при обучении. Отмечать в них, например, следующее:
- над чем велась работа;
- с помощью какого упражнения;
- на каком речевом материале;
- каковы результаты.
Хотелось бы отметить, что предлагаемая схема использования упражнений, входящих в программу «Развитие письменной речи», является лишь приблизительной и, в зависимости от конкретных задач, стоящих перед педагогом, и индивидуальных особенностей учащихся, может быть изменена.