Лекция. «руководство и лидерство»

Проблемы лидерства и управления имеют давнее и тесное взаимодействие. Впервые лидерство как явление попало в фокус экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека. Выяснилось, что группа может оказывать значительное управляющее влияние, как на действия, так и на мнение отдельного её члена и что становление и развитие группы происходит, в том числе через постепенную кристаллизацию функций её лидера-человека, на которого ориентируются другие члены группы и который успешнее других выражает групповое мнение.

Часто даже в профессиональной литературе авторы смешивают понятия «лидер» и «руководитель», употребляя их через запятую как синонимы. Так поступать некорректно, поскольку лидерство и управление - явления, различающиеся по целому ряду оснований (таблица 1).

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы.

Руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера.

Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации. Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведённой ему конкретной функциональной области. Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Неформальный лидер выдвигается за счёт своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определённой организации.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Таблица 1. Характерные различия руководителя и лидера

Занимаемые позиции Руководитель Лидер
по отношению к работникам Осуществляет регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации: · предпочитает порядок во взаимодействии с подчинёнными · строит свои отношения с подчинёнными соответственно тем ролям, которые они играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. · несёт персональную ответственность за результаты работы подчинённых; Осуществляет регуляция межличностных отношений в группе: · подбирает и держит людей, которые понимают и разделяют его взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении; · учитывает потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции; · строит свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их.
по отношению к цели · обеспечивает достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана; · практически не использует цели для проведения изменений. · сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
по отношению к принятию решений · используя свой профессионализм, различные способности и умения, концентрирует свои усилия в области принятия решений; · пытается сузить набор путей решения проблемы; · принимает решения на основе прошлого опыта. · предпринимает постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы; · берёт на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: