Классификация споров

Единая классификация споров на сегодняшний день отсутствует. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относится:

· цель спора;

· значимость проблемы спора;

· количество участников;

· форма проведения споров.

Цель спора.

1. Спор как поиск истины. Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, для её обоснования. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, то есть, по существу, ведётся совместное расследование истины. Как подчёркивал русский философ и логик профессор С.И. Поварнин, который в начале XX в. активно разрабатывал теорию спора, «это высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная».

2. Спор для убеждения оппонента. Участник спора старается убедить своего противника в том, в чём он сам глубоко убежден. Но это не всегда является его истинным убеждением. Порой он уверяет оппонента только лишь потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-то обстоятельств и т.д. Сам он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.

3. Спор для одержания победы. Участники спора нацелены на конечный результат, целью которого является победа любой ценой. Спорящие добиваются победы по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца остаются на своих принципиальных позициях. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных. Третьи просто любят побеждать. Им хочется победы поэффективнее, и они не стесняются в приёмах и средствах для её достижения.

4. Спор ради спора. Это своего рода «искусство», спортивный азарт. Для таких спорщиков безразлично о чём спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, доказать что белое – чёрное, а чёрное – белое. Если оппонент отрицает какое-либо положение, то участник спора, ориентированный на стратегию процесса, обязательно начнёт его защищать. Такое поведение наиболее характерна для молодежи.

Значимость проблемы спора.

В спорах затрагиваются национальные интересы, интересы определённых социальных слоёв, нередко приходится отстаивать групповые интересы. Защищаются в них также и семейные, и личные интересы. Важно помнить социальную значимость проблемы, чтобы не застрагивать силы и энергию на несущественные вопросы.

Количество участников.

На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку важно выделить три основные группы:

  • спор-монолог («внутренний спор»);
  • спор-диалог;
  • спор-полилог.

Споры могут проходить при слушателях и без таковых. Присутствующие слушатели, даже если они не выражают своего отношения к спору, влияют на спорящих.

Форма проведения спора.

Споры могут быть устными и письменными. Устная форма предполагает непосредственное общение друг с другом, письменная (печатная) форма – опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Письменные споры более продолжительны.

В устном споре важную роль играют внешние и психологические особенности. Большое значение имеют манера уверенно держаться, скорость реакции, живость мышления, остроумие. Робкий застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником.

Об удивительной смелости спорщика-дилетанта хорошо сказал Ф.М. Достоевский:

«Если бы, например, он встретился с Либихом (известный немецкий химик) хоть в вагоне железной дороги, и если бы только завязался разговор о химии и нашему господину удалось к разговору примазаться, то сомненья нет, он мог бы выдержать самый учёный спор, зная о химии только одно слово: химия. Он удивил бы, конечно, Либиха, но кто знает – в глазах слушателей остался бы, может быть, победителем».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: