Сущность, задачи и направления мониторинга социально-трудовой сферы

Мониторинг социально-трудовой сферы как инструмент регулирования и совершенствования социально-трудовых отношений

1. Сущность, задачи и направления мониторинга социально-трудовой сферы

2. Органы и объекты мониторинга социально-трудовой сферы

3. Источники информации для мониторинга социально-трудовой сферы

Сущность, задачи и направления мониторинга социально-трудовой сферы

Мониторинг – это проводимая система мероприятий по сбору информации, анализу, прогнозу и оценке эффективности деятельности в той или иной сфере. Иными словами, он представляет собой систему последовательного сбора данных о явлении, процессе, которые описываются с помощью определённых ключевых показателей, в целях оперативной диагностики состояния объекта, его исследования и оценки в динамике.

Мониторинг играет важную роль в политике государства и в функционировании учреждений, которые должны проводить эту политику в жизнь.

Мониторинг социально-трудовой сферы – это комплексная государственная система беспрерывного наблюдения за фактическим состоянием дел в социально-трудовой сфере.

Мониторинг социально-трудовой сферы следует рассматривать как один из наиболее важных инструментов разработки обоснованной государственной социальной политики.

К основным задачам мониторинга социально-трудовой сферы относятся:

- постоянное наблюдение за фактическим состоянием дел в сфере социально-трудовых отношений;

- систематический анализ процессов, которые происходят в этой сфере;

- предупреждение негативных тенденций, которые могли бы привести к социальному напряжению и прогнозирование возможных изменений в этой сфере.

С точки зрения технологии проведения, мониторинг базируется на решении трёх основных групп задач: методических, научных и информационных.

Методические задачи состоят в разработке научных основ, структуры и системы мониторинга, методов построения выборки данных и инструментария, которые дают возможность получать надёжные результаты исследования.

Научные задачи состоят в отслеживании и анализе конкретных изменений в социально-трудовой сфере общества (изучение трудовых отношений, уровня и качества жизни населения, оценок, установок и поведения людей, изменений в социальной структуре общества, разработка прогнозов и т.д.).

Информационные задачи состоят в обеспечении достоверной, научной, объективной информацией, потребителями которой должны являться учёные и руководители всех уровней.

Известно, что социально-трудовые процессы протекают в двух плоскостях: в сфере производства и в сфере проживания человека. В соответствии с этим, объектом исследования социально-трудового мониторинга должны быть:

- предприятия и организации, поскольку именно там в трудовом процессе занята основная часть работающего населения;

- территории, где люди проживают и расположены предприятия;

- общности, в которые объединяются люди.

Вообще говоря, все параметры социально-трудовой сферы можно всесторонне оценить только при условии комплексного подхода, когда в качестве объекта исследования выступают не только отдельные человеческие общности, предприятия и организации, но и города, районы, области, страна в целом.

Концепция мониторинга социально-трудовой сферы включает определение следующих позиций:

- направлений мониторинга;

- статистических и социологических показателей, которые характеризуют состояние социально-трудовой сферы;

- принципов формирования репрезентативной выборки объектов исследования (репрезентация (фр.) – представительство);

- принципов построения организационно-технологической схемы мониторинга социально-трудовой сферы;

- перечня организаций, министерств и ведомств, которые должны принимать участие в осуществлении мониторинга социально-трудовой сферы.

В настоящее время в Украине создаётся и внедряется новая комплексная система анализа и прогнозирования процессов, протекающих в социально-трудовой сфере, беспрерывного наблюдения за фактическим состоянием дел в социально-трудовой сфере на основе единой системы показателей и методологии их формирования, новых форм и методов исследования, объединения информационных потоков различных органов исполнительной власти, а также отраслей и предприятий. Целью этой работы является повышение уровня обобщения и качества анализа.

Основными направлениями мониторинга социально-трудовой сферы являются наиболее актуальные на современном этапе ключевые проблемы общества. К ним следует отнести:

- социально-демографические и миграционные процессы;

- занятость, рынок труда, безработица;

- социально-трудовые процессы на предприятиях;

- условия и охрана труда;

- доходы и уровень жизни населения;

- социально-психологический климат в трудовых коллективах, удовлетворённость социально-трудовыми отношениями.

Исследованиесоциально-демографических и миграционных процессовиграет важную роль для выработки правильной социальной политики.

Целью мониторинга социально-демографических и миграционных процессов является выявление закономерностей, особенностей этих процессов как во всей стране в целом, так и в различных её регионах.

При исследовании демографических процессов используются данные следующих взаимосвязанных источников информации:

- переписей населения;

- текущего учёта демографических процессов;

- специальных выборочных демографических обследований;

- реестров, списков и учёта населения.

Социально-экономический кризис конца минувшего столетия в Украине привёл к негативным последствиям в воспроизводстве населения нашей страны. Его следствием является значительное сокращение демовоспроизводственного потенциала, накопленного предыдущими поколениями.

В результате, в Украине имеет место регрессивный тип возрастной структуры населения, для которого характерны медленная смена поколений, сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни. При таком типе возрастной структуры в обществе характерно следующее распределение: дети – около 20 % от общей численности населения; родители – около 50 %, прародители – около 30 %.

Сокращение численности населения в стране имеет негативные последствия как с точки зрения демографической основы его воспроизводства, так и с экономической точки зрения. Действительно, изменения в половозрастной структуре населения влияют на возможности стабилизации экономики, рост объёмов производства, на социально-экономическое развитие.

Кроме уже перечисленных, на социально-демографическую ситуацию в нашей стране оказывают негативное воздействие ухудшение состояния окружающей среды, низкий уровень жизни значительной части населения. Следствием этих явлений стали рост заболеваемости и смертности населения, особенно среди людей трудоспособного возраста, и более всего – среди мужчин.

Усложняет демографические проблемы активная эмиграция населения. При этом, значительную часть эмигрантов составляют высококвалифицированные специалисты, которые не находят для себя спроса на рынке труда в своей стране, либо их не устраивают уровень доходов и отсутствие перспектив реализации своего интеллектуального потенциала, профессионального роста. Выезжает много женщин, которые оставляют свои семьи и едут за рубеж в надежде получить работу и достойные доходы. В результате разрушается основа основ общества – семья. В настоящее время миллионы граждан Украины, оставив свои семьи работают в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Следствием сложившейся демографической ситуации является демографическая нагрузка соотношение населения трудоспособного и нетрудоспособного возраста. В 2001 г., в соответствии с данными переписи населения, оно составляло 1000 к 723. Есть основания утверждать, что к настоящему времени изменения в демографической нагрузке носят негативный характер. Социально-демографическая ситуация складывается в нашей стране таким образом, что при сохранении нынешних тенденций в этой области через 15-16 лет значительно снизится численность лиц трудоспособного возраста, численность лиц старшего нетрудоспособного возраста увеличится и демографическая нагрузка приобретёт непосильный характер.

Для преодоления сложившейся ситуации в демографических тенденциях необходимо незамедлительно принять действенные меры. В настоящее время в нашем государстве сделано немало для повышения рождаемости – установлены значительные выплаты при рождении детей, что уже даёт определённые результаты. Однако параллельно с этим следует принять меры для создания всей инфраструктуры, необходимой человеку для достойной жизни и рождения детей. При этом главным является создание эффективных рабочих мест, которые создали бы возможности для самообеспечения людей необходимыми средствами за счёт результатов своей трудовой деятельности. Эти проблемы могут быть решены лишь приусловии комплексного подхода к формированию социальной политики и рациональному распределению государственных средств.

Целью мониторинга в области занятости, рынка труда и безработицы является определение масштабов рынка труда, предупреждение массовой безработицы, наиболее полное и эффективное использование трудового потенциала, без чего невозможно дальнейшее социально-экономическое развитие общества.

Данные мониторинга в сфере занятости, рынка труда, безработицы свидетельствуют, что в Украине сложилась достаточно сложная ситуация: низка заработная плата, её уровень у многих работающих не достигает прожиточного минимума (это вынуждает большую часть населения искать помимо основной работы ещё и дополнительную, что в значительной мере ухудшает условия жизни работающих и членов их семей); по-прежнему имеют место задержки выплаты заработной платы, её выплата в натуральной форме помимо желания работников; высок уровень безработицы, имеет место скрытая безработица (она проявляется в основном в виде вынужденной неполной занятости); велика средняя продолжительность безработицы; имеют широкое распространение занятость в неформальном и нетоварном секторах и т.д.

Несмотря на позитивные изменения, которые произошли в сфере занятости в последние годы, эти проблемы всё ещё характерны для Украины. Особенно остро они стоят в отдельных её регионах и в сельской местности. Требуют особого внимания наименее конкурентоспособные на рынке труда группы населения такие как молодёжь, женщины, имеющие детей, лица пенсионного и предпенсионного возраста.

В этих условиях одной из наиважнейших задач является прогнозирование ситуации и предупреждение возникновения массовой безработицы в отдельных регионах и отраслях экономики. Данные мониторинга занятости, рынка труда и безработицы показывают, в какомнаправлении следуеткорректироватьэкономическую политику государства, чтобы избежать негативного развития процессов: на данном этапе меры государства должны быть направлены на обеспечение занятости путём создания новых рабочих мест в государственном и негосударственном секторах экономики, на стимулирование развития малого бизнеса, развитие и поддержку самозанятости населения и, в конечном счёте, обеспечение сбалансированности рабочих мест и рабочей силы на рынке труда.

Важное значение для повышения эффективности функционирования социально - трудовой сферы имеют социально-трудовые процессы на предприятиях. Мониторинг социально – трудовых отношений на предприятиях, в учреждениях, организациях даёт возможность изучить целый комплекс проблем: уровень платежеспособности предприятий, изменение объёмов производства и количества рабочих мест, влияние этих факторов на занятость, состояние организации и материального стимулирования труда, условий труда, систему трудовых отношений и её эффективность. В процессе мониторинга исследуются также важные вопросы, связанные с ролью предприятия в решении проблем социальной защиты и повышения уровня жизни работающих: соотношение динамики численности занятых на предприятии с динамикой объёмов производства; особенности изменений в масштабах, характере и направлениях скрытой безработицы; динамика заработной платы, её связь с результатами труда; причины массовых невыплат заработной платы; наличие, место и роль коллективных договоров; роль профсоюзов в деятельности коллективов.

Результаты мониторинга дают возможность анализировать дифференциацию заработной платы, проводить её сравнение между отдельными предприятиями, отраслями, категориями работников, а также осуществлять анализ качества трудовых отношений.

Другим важным направлением мониторинга социально-трудовой сферы является мониторинг условий и охраны труда.

Мониторинг условий и охраны труда направлен на выявление тенденций в состоянии условий и безопасности труда на предприятиях. С его помощью определяется динамика масштабов профессиональной заболеваемости и травматизма, подходы к решению данных проблем за счёт увеличения различных компенсационных выплат.

Источниками информации для мониторинга условий и охраны труда является информация, которую направляет работодатель в Фонд социального страхования от несчастных случаев, о состоянии охраны труда, причинах аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, мерах, которые применяются для их устранения и обеспечения на предприятии условий и безопасности труда на уровне нормативных требований. Следует иметь в виду, что работодатель обязан информировать работников, а также лиц, осуществляющих общественный контроль за выполнением требований нормативно-правовых актов по охране труда, о состоянии дел в этой области. При этом, работникам и их представителям должен быть обеспечен доступ к информации и документам по аттестациирабочих мест, о планах профилактических мероприятий, результатах расследований, по учёту и анализу несчастных случаев и профессиональных заболеваний и отчётам по этим вопросам, а также по переписке с органами государственного управления и государственного надзора за охраной труда.

Статистическая отчётность по вопросам охраны труда анализируется и на государственном уровне, что даёт возможность учитывать сложившиеся тенденции в процессе социально-экономического планирования и принимать предупредительные меры в этой области.

Мониторинг доходов и уровень жизни населения имеет целью осуществление наблюдений за доходами граждан и уровнем цен на потребительские товары, что отражается на уровне жизни населения; обоснование определения уровня доходов населения, части в них заработной платы как главного источника повышения благосостояния граждан и стимула к эффективному труду.

В осуществлении мониторинга доходов и уровня жизни населениянаиболее важное значение имеет такой источник информации как социологические исследования, которые дают наиболее полное представление о процессах и явлениях в изучаемой области.

Для решения задач мониторинга доходов и уровня жизни населения должно проводиться систематическое изучение уровня жизни, его динамики и дифференциации по основным социально-профессиональным и социально-демографическим группам населения как по Украине в целом, так и по регионам страны.

Результаты мониторинга в данной сфере являются свидетельством эффективности проводимой социально-экономической политики, а полученные данные могут быть использованы для её корректировки.

Мониторинг социально-психологического климата в трудовых коллективах на предприятиях имеет важное значение, поскольку даёт возможность исследовать состояние этого показателя как фактора повышения эффективности социально-экономической деятельности.

Социально-психологический климат в трудовых коллективах характеризуется степенью удовлетворённости каждого члена коллектива социально-трудовыми отношениями, трудовой деятельностью. Оценка этой степени удовлетворённости достаточно субъективна, однако формируется она под воздействием объективных факторов, основными среди которыхявляются: характер и содержание трудовой деятельности; размеры вознаграждения за труд; наличие перспектив профессионального роста и их справедливая реализация и др. Значительную роль в формировании благоприятного социально-психологического климата в коллективе играет психологическая и морально-психологическая совместимость членов трудового коллектива (соответствие их темпераментов, профессиональных и морально-психологических качеств).

Основным источником информации для мониторинга социально-психологического климата в трудовых коллективах являются наблюдения, социологические исследования. Использование результатов мониторинга социально-психологического климата в трудовых коллективах способствует достижению высокоэффективного сотрудничества членов трудового коллектива, повышению удовлетворённости социально-трудовыми отношениями, что в свою очередь создаёт возможности для достижения высокого качества трудовой жизни и социального благополучия, повышения эффективности деятельности предприятия, учреждения, организации.

Результаты мониторинга по перечисленным основным направлениям учитываются при формировании социальной политики государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: