Особенности социально-экономического и политического развития Китая к началу средневековья

Особенности религиозной ситуации и внешнеполитической доктрины Китая.

Гибель династии Хань привела, казалось, к глубоким необратимым переменам и крушению мировоззренческих стереотипов. Это стало испытанием для самой традиции китайской культуры, вместе с тем шло ее углубленное постижение.

В период глубокого духовного кризиса значительную роль я судьбе Китая сыграл буддизм, проникший на рубеже новой эры из Индии. Одна из причин популярности буддизма состояла в том, что он утверждал самоценность отдельной личности, в то время как конфуцианство рассматривало человека исключительно в рамках семьи и государства. Стены монастыря давали защиту от постоянных смут, а также от налогов. В ходе распространения буддизм подвергся значительной китаизации, первоначально он вообще считался одной из сект даосизма, уже в 4 веке считалось, что Будда - воплощение Дао, так даосизм стал посредником между буддизмом и народными верованиями. Внедрение в китайское сознание буддизма привело к расширению культурного горизонта страны, миссии в буддийские страны способствовали развитию внешнеполитических связей.

В период глубокого кризиса конфуцианство ушло на второй план, и духовный вакуум заполнили буддизм и даосизм, который, пережив поражение восстания «желтых повязок», вновь обрел прежне позиции, образовав на окраинах своеобразное государство даосских патриархов из рода Чжан, снабжавшее страну образованными даосами. По буддийскому образцу даосы создали монастыри. Конфуцианство же имело влияние на уровне образованных представителей сильных домов.

Образованная элита обратилась к практике куесий - «чистых бесед», темами которых были и конфуцианские и буддийские понятия. Также появлялись движения, направленные против конфуцианской добропорядочности и ритуальности, стремление к познанию природы и естественности.

Внешнеполитическая доктрина Китая ничуть не изменилась: Поднебесная - владение императора, внешние и внутренние походы не имеют различий и карают непослушных и так далее.

Особенности социально-экономического и политического развития Китая к началу средневековья.

Начало средневековья относится к упадку династии Восточной Хань (25-220 гг.). После падения династии Хань китайская империя оставалась разделенной в течение трех с половиной столетий. Первые полвека, названные "Троецарствием" (Саньго), ознаменовались беспрестанными войнами. Ситуация в империй Хань уже на рубеже 1 -2 вв. стала ухудшаться. Кризисные явления в хозяйстве обретали свою завершенную форму. Продолжался процесс возникновения новых хозяйственных структур - поместий с зависимыми от них людьми, самообеспечивающие себя хозяйства, в которые как арендаторы стекались обедневшие крестьяне, которые, попав в зависимость от них, уходили из-под налогов. Вызревала феодальная структура. Недовольство народа оформлялось в сектан гско-религиозное движение под лозунгом даосизма. Административная система имела несколько уровней. На высшем уровне были столичные сановники, управлявшие палатами и министерствами, имевшие свои представительства на среднем уровне провинций и округов, на низшем - начальник уезда, организовывавший управление с опорой на местную элиту. При всех них находились инспектора, защищавшие систему от коррупции.

Политическая система в конце Хань также переживала острый кризис, и после подавления восстания «желтых повязок» верхи перешли к тактике открытой борьбы за власть. Представитель местной элиты Цао Цао, ставший фактическим диктатором в 207 году не смог удержать власть во всей империи, и сместивший в 220 году императора Хаиь сын Цао Цао Цао Пэй стал императором царства Вэй, находившегося в северной части территории бывшей империи Хань. В 221 году параллельно появилось новое государство У, а затем в 222 - государство Шу.

Главным результатом этих процессов стало то, что созданная Конфуцием официальная идеология не только выдержала выпавшие на долю страны нелегкие испытания, но и на деле доказала свою жизнеспособность. Несмотря на вторжение варваров, усиление позиций буддизма и даосизма, местная элита оставалась прежде всего конфуцианцами, хранителями достижений китайской цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: