1. Чем можно объяснить такие поступки первоклассников?
2. Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия оказали влияние на развитие личности учащихся и способствовали формированию коллективистических отношений к классе?
Задача 17
«Кажется, Леня хороший, скромный мальчик?» – спросили у первоклассника про его соседа. «Да-а... хороший! – иронически восклицает мальчик. – Только двойки получает!»
«Что это у тебя щека расцарапана?» – спрашивает бабушка у внучки-первоклассницы. «Это мне Ира сделала, – тоном жалобы начала быстро объяснять девочка.– Я взяла книгу посмотреть, а она стала у меня отнимать...» И когда на основании ее рассказа бабушка сказала, что значит Ира злая, нехорошая девочка, то совершенно неожиданно для себя получила энергичный отпор. Отстранив личную обиду, «девочка горячо воскликнула: «Нет, она хорошая, у нее всегда пятерки!»
Когда маленькую Маринку спросили, есть ли у нее подруги, она ответила: «Нет, они все далеко живут!» – «Ну, а в классе, есть хорошие девочки, которых ты любишь?» – «Как же, – последовал ответ, – у нас есть отличницы!»
|
|
Вопросы
1. Какая особенность взаимоотношений первоклассников проявилась в приведенных примерах?
2. Какие факторы установления взаимоотношений в младшем школьном возрасте должен учитывать учитель в процессе формирования классного коллектива?
Задача 18
Мальчик принес в класс записку, объясняющую, почему он пропустил уроки. «Ты действительно болел?» – спрашивает учительница. Мальчик молчит. «А это действительно мама писала?» Мальчик молчит. «Тогда кто же это писал?» – продолжает спрашивать учительница. «Никто!» – резко ответил мальчик.
Вопросы
1. Как вы думаете, почему мальчик так ответил учительнице?
2. Как бы вы поступили на ее месте?
Задача 19
– Знаете, моему Васильку уже шесть с половиной. Осенью в школу пойдет. Прямо не знаю, как с ним быть. Он у меня даже букв не разбирает. Наверное, пора его начинать учить.
– Да что вы? Зачем? А в школе что он делать будет? Заскучает, избалуется. Учителя некоторые даже просят: ни в коем случае ничему не учите ребенка до школы, не мешайте нам.
– Вот видите, – возражает первая собеседница, – учителя говорят одно, а люди добрые делают другое. У соседей тоже мальчик шести лет. Так он уже и читает свободно, складывать и вычитать умеет до двадцати.
Вопросы
1. Кто же прав?
2. Дайте психологическое обоснование своему ответу.