Методы микроэкономического анализа

Тема 1.Предмет микроэкономики. Экономические агенты

Микроэкономика - составная часть экономической теории

Предмет и принципы микроэкономики

Методы микроэкономического анализа

1. Экономика – особая сфера общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальных потребности людей. Люди не только участвуют в экономических отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая наука.

Экономическая наука, или экономике, делится на два больших раздела: микроэкономика

и макроэкономика. Микроэкономика — (греч. micro – малый) – это часть экономической теории, изучающая экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В данном определении следует акцентировать внимание не на том, что объектом микроэкономики является единичное звено (фирма, предприниматель и т. п.), а на том, что микроэкономика изучает экономические процессы, происходящие в единичном звене. Главным из этих процессов является ценообразование.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических единиц. Под этими единицами подразумеваются потребители, рабочие, инвесторы, землевладельцы, деловые фирмы — фактически любой отдельный человек, организация или предприятие, которое играет определенную роль в функционировании нашей экономики.1 Микроэкономика объясняет, как и почему эти единицы принимают экономические решения. Например, она показывает, как потребители принимают свои покупательские решения и как их варианты выбора изменяются под воздействием меняющихся цен и доходов. Она также показывает, как фирмы решают вопрос о том, сколько рабочих нанять, и как рабочие принимают решение о том, где и сколько им работать.

Другой важной проблемой микроэкономики является вопрос взаимодействия экономических единиц в процессе формирования более крупных систем — рынков и отдельных отраслей экономики.

Микроэкономика– это наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

2. Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).

2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Рыночное равновесие и структура рынка.

4. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

5. Асимметрия информации — как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.

6. Внешние эффекты (экстерналии) — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

7. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Микроэкономика —(греч. micro – малый) – это часть экономической теории, изучающая экономические процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В данном определении следует акцентировать внимание не на том, что объектом микроэкономики является единичное звено (фирма, предприниматель и т. п.), а на том, что микроэкономика изучает экономические процессы, происходящие в единичном звене. Главным из этих процессов является ценообразование.

Микроэкономика в основном связана с ограничениями — ограниченные доходы, которые потребители могут потратить на товары и услуги, ограниченные бюджеты и технические ноу-хау, которые фирмы могут использовать для производства каких- либо вещей, определенное количество часов в неделю, которое работники распределяют между рабочим и свободным временем. Но микроэкономика также рассказывает и о способах установления большинства из этих ограничений. Говоря точнее, речь в ней идет о распределении дефицитных ресурсов. Например, микроэкономика объясняет, как потребители могут наилучшим образом распределить свои ограниченные доходы между различными товарами и услугами, доступными для приобретения. Она объясняет, как рабочие могут наилучшим образом распределить свое время между работой и досугом или как определить выгодность одного вида работы в противовес другому. Она же объясняет, как фирмы могут наилучшим образом распределить свои ограниченные финансовые ресурсы для найма дополнительных работников вместо покупки нового оборудования и направить их на производство одного набора товаров вместо другого.

3. Нормативная экономика – это направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.

Позитивная экономика означает анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения.

Методы микроэкономики:

В философской и экономической литературе существуют различные точки зрения на роль, содержание терминов методологии. В отечественной науке утвердились следующие определения исходных методологических терминов:

- методология – наука о принципах и методах познания и преобразования действительности;

- принципы – основные исходные положения теории;

- метод – способ познания исследования явлений природы и общества.

Если предмет науки раскрывает «что познается», то метод – «как познается».

В настоящее время методология экономических исследований имеет три уровня. На первом уровне используются общенаучные принципы и методы исследования, которые определяют ход исследования, отражающего хозяйственную деятельность людей, логическую взаимосвязь между экономическими категориями и законами, степень обоснованности истинности экономических теорий. Если в той или иной экономической теории установлены неправильности исходных методологических оснований, то неизбежно возникнет противоречивость всей теоретической системы, отражающей односторонне или ошибочно общественно-хозяйственную деятельность людей. Науки, по словам Ф. Энгельса, принимают «свою научную форму», смыкаясь, с одной стороны, с философией, разрабатывающей общенаучные методы исследования, с другой – с практикой.

Второй уровень методологии характеризуется использованием частных методов исследования (экономико-статисти­че­ских, экономико-математических и др.), вытекающих из особен­ностей экономики. Например, применение маржинального метода позволяет определить предельный продукт, предельный доход, предельную производительность.

Наконец, третий уровень методологии – это методика исследования, представляющая собой совокупность методов, приемов практического выполнения каких-либо экономических вопросов путем разработки методик, инструкций, стандартов.

Для экономической теории типичным является прикладной характер использования общенаучных методов исследования, и в этом смысле можно говорить о методологии экономической теории, о которой и пойдет речь ниже.

К эффективным методам научного познания хозяйственной деятельности относятся анализ и синтез. В ходе анализа экономисты разделяют хозяйственную деятельность на части, элементы и изучают их содержание, сущность. Однако нельзя забывать и о связях между отдельными частями, элементами, обеспечивающих целостность хозяйственной системы. Игнорирование последней приводит исследователей к ошибочному выводу, что целое сводится к сумме его частей.

Видный представитель австрийской школы Е. Бём-Баверк писал, что при объяснении социальных законов необходимо добираться до движущих мотивов, которыми определяются действия индивидуумов. Это означает, что выявленные «законы» индивидуальной хозяйственной деятельности являются законами экономической системы в целом.

Ранее мы уже отмечали, что не может быть теории об отдельном, изолированном хозяйствующем индивидууме. Утверждать обратное можно, если забыть о синтезе как необходимом методе познания. Синтез есть выявление единства, взаимосвязи между частями хозяйственной деятельности, сведение в единое целое данных, добытых анализом. Экономическая система в целом имеет собственные законы. Точно так же, как из кусочков стекла нескольких основных цветов можно сложить огромную и впечатляющую картину, например панораму Полтавской битвы, экономисты, оперируя основными экономическими «стеклышками», складывают и показывают людям картину экономической жизни во всем ее многообразии.

В ходе анализа в единстве с синтезом экономическим явлениям дается качественная и количественная характеристика. В экономической теории качественно-количественная характеристика состоит в выяснении возникновения и развития экономических форм (стоимости, цены, зарплаты и т.п.) и адекватных им количественных показателей (рабочего времени, производительности труда и др.).

Индукция и дедукция как методы исследования активно используются в экономической теории. Индукция – это выводы теоретических положений (гипотез) и принципов на основе фактов. Истории известно, что уже в древности путем опыта, обобщения люди узнали о простых явлениях природы, например, о пригодности определенных видов сырья, полезных и ядовитых растениях. Обобщения возникают не при наблюдении отдельных фактов, лежащих на поверхности явлений, а при установлении связей между ними. Научная индукция – это непрерывный процесс умозаключений от единичного к общему, отражающий существенные связи, объективно существующие между предметами и явлениями.

Дедукция – напротив, движение познания от теории и принципов к фактам. Это движение мышления от общего к частному. Здесь теория проверяется фактами, практикой. В результате она может отвергаться, совершенствоваться или разрабатываться заново. К примеру, в теории спроса и предложения труда у маржиналистов абсолютизируется принцип падения предельной отдачи с увеличением затрат этого ресурса. Расчеты Р. Лукаса и П. Ромера показали, что человеческий капитал обладает возрастающей предельной продуктивностью.

Индукция и дедукция представляют собой единство: дополняют, взаимообусловливают друг друга в процессе научного познания. Это необходимо учитывать, чтобы избежать, с одной стороны, узкого эмпиризма, с другой – односторонних теоретических выводов.

Основным методом научного познания в экономической теории являются научные абстракции, в процессе которых происходит отвлечение от внешних форм проявления экономических процессов и явлений с целью познания их сущности, а затем от сущности переходят к изучению внешних форм их проявления.

Таким образом, восхождение от абстрактного (лат. abstractio – удаление, отвлечение) к конкретному – метод познания, с помощью которого мышление формирует понятия, теоретически воспроизводит экономическую систему общества, выраженную в логически взаимосвязанных категориях и законах.

В науке немало случаев, когда исследование начинается с анализа гипотезы. Научная гипотеза представляет собой такое объяснение явлений, которое на данной стадии развития науки не может быть неопровержимо доказано. Например, гипотеза Аристотеля, что обмен товаров не может иметь места без равенства, а равенство – без соизмеримости, стало по прошествии нескольких столетий основой трудовой теории стоимости, когда возникло научное понятие стоимости.

Если гипотеза опровергается практикой, то она рассматривается как ошибочная.

Особую роль в познании экономической действительности играют исторический и логический методы. Во вре­мена античности и средневековья, когда изменения в экономической жизни общества происходили медленно, почти незаметно для современников, господствовало циклическое понимание исторического процесса. Время протекания всех процессов в обществе соизмерялось с продолжительностью жизни отдельных поколений.

Историческое понимание событий первоначально возникло в работах гуманистов эпохи Возрождения, которые рассматривали религиозные тексты с пространственно-временной точки зрения. В развитии исторического метода велика роль взглядов Г. Лейбница (1646-1716) – о поступательном, упорядоченном развитии; Дж. Вико (1668-1744) – об эволюции; Л. Моргана (1818-1881) – о линиях человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации.

Исторический метод отражает реальную историю хозяйственной деятельности людей. Логический метод отражает историю экономических процессов, явлений последовательно, без случайностей, выделяет общие признаки, образующие понятия того или иного экономического явления, процесса. Например, научное понятие о труде как таковом возникло на сравнительно высокой ступени исторического развития общества, но это не означает, что в более ранние периоды жизни людей не существовало самого труда. В первобытном обществе был труд охотников, земледельцев, но не было понятия о труде вообще. Только при наличии многообразных видов труда в условиях относительно глубокого общественного разделения труда появилась возможность свести труд земледельца, охотника, портного, кровельщика и т.д. к единству и сложилось понятие о труде вообще как сознательной целесообразной деятельности человека, производящего материальные блага для удовлетворения своих потребностей.

Как только появилось научное понятие о труде, то стало ясно, что оно логически совпадает с тем общим исходным историческим, которое реально присуще всем конкретным формам труда производителей. И в этом смысле исторический и логический методы, применяемые в экономической теории, выступают как единый историко-логический метод, требующий изучения экономических процессов, явлений в их становлении и развитии, выявления причинно-следственных связей между ними, законов, закономерностей в конкретных исторических условиях. Академик И.П. Павлов писал: «Изучайте, сопо­ставляйте, накопляйте факты… Факты – это воздух ученого, но не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения».

При изучении экономических законов, закономерностей используется с истема экономико-стати­сти­ческих показателей: структура собственности, темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП), доходов, цен, предельной выручки и другие, определяемые экономико-статистическими методами. К ним относятся: экономические группировки с использованием обобщающих и аналитических показателей (относительных и абсолютных величин, показателей вариации и т.д.), индексы, сравнения и другие.

Экономико-статистические показатели отражают обобщенную количественную характеристику изучаемых явлений в неразрывной связи с их качественной определенностью. Единство качества и количества образует меру экономического явления, определяя границы его существования.

 

Эксперимент (лат. experimentum – проба, опыт, доказательство) – целенаправленное изучение явлений в установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать их в чистом виде с целью познания или преобразования. Правительство Российской Федерации, например, прежде чем проводить во всех регионах жилищно-коммунальную реформу выделило несколько городов для экспериментальной проверки ее эффективности.

Назначение эксперимента – проверка теоретических положений об их истинности. В экономической теории проведение экспериментов сопряжено с большими трудностями, обусловленными спецификой ее предмета. Сущность экономических законов не существует в оголенном виде, а проявляется через внешние формы. Хозяйственная деятельность людей – сложный противоречивый процесс. Поэтому экономические законы действуют как тенденции в течение более или менее продолжительного срока. Актуальной проблемой является создание научной теории экономического эксперимента с целью избежания негативных последствий. Важными направлениями в решении этой проблемы являются прогнозирование, моделирование на основе экономико-матема­ти­че­ских методов исследования с применением ЭВМ, позволяющих найти оптимальное решение социально-эконо­мических задач.

Системность – метод комплексного исследования экономики как единого целого, ориентированного на выяснение его стабильности, устойчивости, соответствия явлений, их взаимодействия. Основные аспекты системного применения метода:

- выделение уровней изучения экономической системы;

- выявление частей, элементов в составе экономической системы и установление связей между ними – функциональных, соподчиненных, системообразующих, пространственных;

- изучение законов функционирования и развития экономической системы;

- определение способа регулирования экономической системы.

Изучение экономической системы в целом позволяет выявить механизм действия экономических законов во всей его целостности.

Рассмотренные методы научного исследования связаны между собой взаимодополняющими отношениями, которые не противоречат друг другу и только в совокупности позволяют познать объективную картину хозяйственной деятельности в том или ином обществе.

Экономические законы и категории

Каждой науке присущи свои категории и законы. В математике, например, категориями являются число, сумма, степень и др.; в физике – масса, тело, энергия; в экономической теории – товар, деньги, полезность, цена и др. Экономические категории – логические понятия, отражающие в обобщенном виде существенные признаки объектов, процессов, явлений хозяйственной деятельности. Например, существенным признаком товара как экономической категории является продукт труда, произведенный для продажи. С изменением исторических условий развиваются объекты, процессы, отношения хозяйственной деятельности. Соответственно этому изменяются и наши знания об экономических категориях. Одни экономические категории присущи всем историческим эпохам (труд, потребности и т.д.), другие – некоторым (стоимость, цена, деньги и т.д.), третьи – свойственны только тому или иному историческому периоду, например безработица при капитализме.

Как следствие научного анализа хозяйственной деятельности образовалось понятие «экономические законы». Они отражают объективные, существенные и наиболее устойчивые причинно-след­ственные связи в постоянно повторяющихся экономических явлениях и процессах. В экономической теории имеется достаточно много известных экономических законов: возвышение потребностей, стоимости, спроса, предложения, роста производительности труда, снижения предельной отдачи и др.

Объективность экономических законов означает, что они возникают и действуют независимо от воли и сознания людей. Основой их возникновения и функционирования является развивающаяся хозяйственная деятельность в различных исторических условиях. Отсюда следует, что экономические законы – это законы хозяйственной деятельности. С изменением общественных способов производства (первобытнообщинного, феодального и т.д.) возникают новые экономические законы.

Выделяют следующие группы эконо­мических законов. Во-первых, всеобщие законы, характерные для всех способов хозяйственной деятельности (закон экономии времени, производительности труда и др.). Во-вторых, особенные законы, действующие в ряде способов хозяйственной деятельности (стоимости, денег и др.). В-третьих, специфические законы, присущие только тому или иному способу хозяйственной деятельности. Например, закон уравнительного распределения продуктов при первобытнообщинном способе производства.

Объективный характер экономических законов не означает, что люди беспомощны перед ними. Исторический опыт показывает, что люди познают экономические законы и, действуя в соответствии с ними, добиваются наилучших результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: