- Обобщенная формулировка задачи.
Язык – это орудие человека. Он необходим, чтобы мы могли полноценно общаться. В настоящее время слышатся жалобы на «критическое состояние» языка. Плохое состояние русского языка касается, прежде всего, неумения пользоваться им многими его носителями: как широкими массами населения, так и «специалистами языка». Особо остро эта проблема стоит перед детьми с нарушенным интеллектом, поскольку речь для них – это возможность приобрести профессию и адаптироваться в обществе.
- Ключевое задание.
Подготовьте выступление на тему «Соблюдение языковой нормы в речи детей с нарушением интеллекта» и выступите на методическом совете, которое будет оцениваться по критериям, представленным в таблице 2.
Таблица 2. Матрица оценки результатов части С (Выступление «Соблюдение языковой нормы в речи детей с нарушением интеллекта»)
№ | Критерии | Полное соответствие | Частичное соответствие | Малое соответствие | Отсутствие соответствия | Кол-во баллов |
Композиционная стройность | ||||||
Логика в изложении материала | ||||||
Раскрытие темы | ||||||
Соблюдение норм языка | ||||||
Использование невербальных средств общения | ||||||
Соблюдение логических ударений, пауз, темпа речи | ||||||
Взаимодействие с аудиторией | ||||||
Произнесение речи без опоры на текст | 5,5 | |||||
ИТОГО |
- Контекст решения задачи.
Вы следите за речью своих воспитанников, поправляете, показываете образец правильной речи. Но при этом ошибок, связанных с соблюдением нормы не становится меньше.
4 задание: mах – 45 б.
min – 0 б.
Расчет Индекса компетенции
Ик = (Х факт – Х мин) / (Х макс – Х мин)
0 – 0,2 – минимальный уровень.
0,3 – 0,4 – стандартный уровень.
05, – 0,6 – аналитический уровень.
0,7 – 0,8 – креативный уровень.
0,9 – 1 – продвинутый уровень.
Контрольный тест
Вариант 1
№ 1. В данной стилистической парадигме диалектным является слово
1) крикун 2) ротан 3) горлопан 4) горлодер
№ 2. Общим для официально-делового и научного стилей является признак
1) императивность 2) обобщенность 3) точность 4) отвлеченность
№ 3. В данной стилистической парадигме имеет высокую окраску слово
1) написать 2) черкануть 3) начертать 4) накатать
№ 4. Ударным является первый слог в слове
1) свекла 2) цыган 3) эксперт 4) шасси
№ 5. Ударным является последний слог в слове
1) буксировать 2) премировать 3) упрочить 4) черпать
№ 6. Под ударением произносится звук [ э ] в слове
1) опека 2) наемник 3) острие 4) старьевщик
№ 7. Перед буквой Е произносится мягкий согласный в слове
1) модель 2) теннис 3) партер 4) шинель
№ 8. На месте сочетания ЧН произносится [ ШН ] в слове
1) коричневый 2) лодочный 3) ленточный 4) скворечник
№ 9. В каком из перечисленных случаев нарушено соответствие?
1) иллюзия тонкое понимание, проникновение в суть чего-нибудь
2) антагонизм непримиримое противоречие
3) апелляция обращение с просьбой, с призывом о чем-нибудь
4) иерархия расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему
№ 10. Просторечную окраску имеет ФЕ (фразеологическая единица)
1) кот наплакал 2) попасться на удочку
3) черт дернул 4) средь бела дня
№ 11. Какой из синонимов нельзя употребить в предложении: Многие люди с техническим образованием стали … предпринимателями.
1) успешными 2) преуспевающими 3) удачливыми 4) плодотворными
№ 12. Грамматическая ошибка имеется в словосочетании:
1) к двадцать пятому декабрю 2) не превышает трехсот тысяч
3) около ста человек 4) на полутора тысячах гектаров
№ 13. В каком случае нарушено соответствие?
1) кафе – ср.р. 2) кюре – м.р. 3) кольраби – ср.р. 4) фрау – ж.р.
№ 14. Стилистически окрашенной является форма существительного
1) крейсера 2) трактора 3) дизеля 4) бульдозеры
№ 15. Не имеет соотносительного по роду существительного с названием лица слово
1) педагог 2) сторож 3) бегун 4) дворник
№ 16. Форма Р.п. мн.ч. образована неправильно от существительного
1) партизаны – партизан 2) саперы – саперов
3) цыгане – цыган 4) осетины – осетинов
№ 17. Простая форма сравнительной степени не образуется от прилагательного
1) громоздкий 2) ловкий 3) жесткий 4) гулкий
№ 18. Разговорную окраску имеет форма повелительного наклонения от глагола
1) выбросить – выброси 2) выдвинуть – выдвини
3) выщипать – выщипли 4) махать – махай
№ 19. Сказуемое может быть в форме только единственного числа в предложении:
1. На конференцию (приехало – приехали) сто тридцать делегатов.
2. (Увеличивается – увеличиваются) сила тока и напряжение.
3. Большинство служащих (получило – получили) приказ и (ознакомилось – ознакомились) с ним.
4. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, (писала – писали) о победе над Германией.
№ 20. Ошибку в управлении содержит словосочетание
1) удостоен награды 2) доказательство о моей правоте
3) рад встрече 4) обвинение в предательстве
№ 21. Пишется раздельно наречие
1) (в)открытую 2) (в)придачу 3) (по)осеннему 4) (с)позаранку
№ 22. С точки зрения пунктуации правильным является предложение:
1. «Через два часа пойдет дождь»: с раздражением подумал Сергей.
2. Он глядел, как странно и светло был озарен двор, и как блистал алым зеркалом пруд.
3. В опасности забор не препятствие.
4. Здравствуйте хмурые дни, горное солнце прощай!
№ 23. В предложении – Можно было подумать, что он уже нашел какой-то исход – к неточности высказывания привело:
1) неразличение синонимов
2) неразличение паронимов
3) неоправданное употребление многозначных слов или омонимов
4) неоправданное употребление антонимов
№ 24. Чтобы получился текст, предложения следует расположить в таком порядке:
1. Из 86 предсказаний писателя-фантаста Г.Уэллса сбылось свыше 30.
2. Проблема предвосхищения искусством открытий в науке рассматривалась немецким философом Ф.Шеллингом около двух веков назад.
3. Если же взять таких фантастов, как Ж.Верн и А.Беляев, то их прогностический потенциал приближается к 90%.
4. На современном уровне познания можно утверждать, что сама природа искусства позволяет писателям успешно соревноваться с учеными в предвидении будущего.
№ 25. В каком из перечисленных случаев нарушено соответствие?
1) ассонанс повторение одинаковых или сходных согласных
2) полисиндетон многосоюзие
3) асиндетон бессоюзие
4) парономазия звуковое подобие слов, имеющих разные морфологические корни
№ 26. В предложении – В нашем районе придается большое внимание благоустройству дворов – нарушены нормы
1) лексические 2) морфологические 3) словообразовательные 4) синтаксические
№ 27. В построении какого предложения с деепричастием или деепричастным оборотом допущена ошибка?
1. Звуки стрельбы, усиливаясь, слились в продолжительный грохот.
2. Он вспоминал прошлое, забывая править лодкой.
3. Прочитав о боях, мне сразу представилась эта картина.
4. Туман поднялся и, принимая формы облаков, постепенно исчезал.
№ 28. В каком предложении использование окказионализма неуместно или неудачно?
1. Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне.
2. Не смысл его слов, а само их звучание оказалось «звукотерапией».
3. С чего это он в такую пору курортничает?
4. Доставление книг в библиотеку задерживается.
№ 29. Правильно построено предложение
1. На совещании было обсуждено ряд вопросов.
2. Те, кто опоздали на электричку, могут поехать на автобусе.
3. Пушкин писал «Бориса Годунова» в Михайловском.
4. Сразу по приезду в столицу чемпион встретился с журналистами.
№ 30. В каком из перечисленных случаев не принята ты -форма общения?
1) при обращении к знакомому, с которым установлены дружеские отношения
2) к старшему (по возрасту, положению) адресату в официальной обстановке общения
3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату
4) в неофициальной обстановке общения с равным по положению адресатом