Вы будете изучать
- социально-экономическое значение государственных внебюджетных фондов;
- их место в бюджетной системе Российской Федерации.
Цели модуля
- изучить порядок формирования и использования каждого из внебюджетных фондов;
- изучить исчисления и уплаты страховых взносов в социальные внебюджетные фонды.
Основная литература модуля 6
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, часть вторая.
- Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного страхования».
- Федеральный закон от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
- Инструкция о порядке взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование.
- Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденные приказом МНС России от 05.07.2002 г. №БГ-3-05/344.
- Федеральный закон «О Медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
Что такое внебюджетные фонды государства?
Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении региональных или местных органов самоуправления.
|
|
Внебюджетные фонды имеют целевое назначение.
С помощью внебюджетных фондов происходит перераспределение национального доходы органами власти в пользу определенных социальных групп населения.
Цель внебюджетных фондов
Цель – содействие развитию или материальной поддержке специфических социально-экономических или культурных сфер общественных отношений.
Классификация
Среди внебюджетных фондов социальные фонды призваны обеспечить дополнительными средствами приоритетные сферы экономики и расширение социальных услуг населению.
В рамках государственного бюджета социальные расходы финансируются с большим напряжением, а наличие социальных внебюджетных фондов позволяет разгрузить бюджет от социальных расходов.
В состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФФОМС, ТФОМС).
Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий
- государственного пенсионного обеспечения,
- оказание бесплатной медицинской помощи,
- поддержки при потере трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.
Платежи, осуществляемые из внебюджетных социальных фондов, носят страховой характер. Они выплачиваются только при наступлении страховых случаев. Уровень страховых платежей определяется государством, оно же принимает решения об изменениях структуры и размера денежных выплат. |
В формировании социальных фондов много схожего:
|
|
- они основаны на страховых платежах;
- носят возвратный характер.
Однако для каждого из государственных социальных фондов установлен свой тариф, не совпадает круг выплат, на которые начисляются взносы, есть разница в применении штрафных санкций за нарушение уплаты страховых взносов.
Особенности Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФ РФ)
Рассмотрим подробнее ПФ РФ.
Правовой режим ПФ РФ определен Положением о ПФ РФ, утвержденным Постановлением Верхнего Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года (в ред. От 05.05.1997 года).
ПФ РФ подчиняется Правительству Российской Федерации, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.
Бюджет ПФ РФ ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны.
Средства фонда являются государственной собственностью.
Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.
Каковы основные задачи ПФ РФ?
Основные задачи ПФ РФ следующие:
1. Целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования.
2. Участие на долговременной основе в федеральной и региональных финансовых программах по социальной поддержке населения.
3. Расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования.
4. Организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд России.
5. Организация индивидуального учета поступающих в ПФ РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов.
6. Осуществление межгосударственного и международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР,
7. Участие в разработке и реализации межгосударственных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.
На правление фонда возлагается ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР, определение перспективных и текущих задач фонда; утверждение бюджета, сметы расходов ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также утверждение его структуры и штатов.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР.
Предприятия, организации, учреждения, в том числе банки, обязаны представлять уполномоченным Пенсионного фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности фонда, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.
Источники образования Пенсионного фонда
В соответствии со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации, принятой Федеральным законом от 05.08.2000 г. №117-ФЗ, с 01.001.2001 г. введен единый социальный налог (далее ЕСН).
ЕСН – альтернатива порядку обложения предприятий взносами в разные внебюджетные социальные фонды и ответственности плательщиков перед ними. |
Особенности структуры Пенсионного фонда
Руководство ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией.
В состав правления входят председатель, первый заместитель, а также управляющие отделениями фонда. В состав правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
|
|
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
Особенности ФОМС
В соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответственно Устав, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 г. и Положение, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 года.
Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. |
Федеральный фонд создается Правительством Российской Федерации, а территориальные фонды образуются представительными исполнительными органами власти республики в составе Российской Федерации и иными субъектами федерации.
В какой форме осуществляется медицинское страхование?
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования.
Договор медицинского страхования
Согласно Федеральному закону «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», договор медицинского страхования – это соглашение между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которой последняя обязуется организовать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
Особенности договора медицинского страхования
Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное.
|
|
Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.
Страховые медицинские организации – это юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие разрешение государственного органа (то есть лицензию) на право заниматься такой деятельностью. |
Права страховой медицинской организации
- свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;
- устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;
- принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;
- предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.
Обязанности страховой медицинской организации
- заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;
- заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями.
Основные источники образования
Основные источники образования федерального и территориальных фондов – страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования и иные поступления.
Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных, связанных с этим мероприятий.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС)
Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван Государственный Фонд социального страхования, действующий в соответствии с Указом Президента от 07.08.92 г. и с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 г. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Денежные средства фонда – государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет Фонда социального страхования и отчет о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда социального страхования, отчеты об их исполнении, после рассмотрения правлением Фонда социального страхования, утверждаются председателем Фонда социального страхования.
Основные задачи Фонда социального страхования:
1. Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством.
2. Участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
3. Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования.
4. Разработка совместно с Министерством труда Российской Федерации и Минфином Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.
5. Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования.
6. Сотрудничество с аналогичными фондами других государств и между народными организациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда социального страхования образуются за счет:
а. страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйственных субъектов независимо от форм собственности);
б. страховых взносов граждан занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
в. страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования;
г. доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда социального страхования в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады (помещение этих средств Фонда социального страхования в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий период);
д. добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
е. ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или др. радиационных объектах и их последствий, и т.п.
ж. прочих доходов.
Кто осуществляет контроль за внебюджетными фондами?
- Министерство финансов Российской Федерации согласно Положению о нем осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
- Определенные полномочия по управлению внебюджетными фондами возложены на органы федерального казначейства. Главной задачей единой централизованной системы федерального казначейства служит организация, осуществление, контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, а также регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетов Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств.
- Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, оно представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетность о финансовых операциях Правительства Российской Федерации по республиканскому бюджету Российской Федерации, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы России.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по модулю 6
1. Что такое внебюджетные фонды?
2. Какова цель внебюджетных фондов?
3. Какой характер носят внебюджетные платежи?
4. Каковы основные задачи Пенсионного фонда России?
5. Какова структура Пенсионного фонда России?
6. В какой форме осуществляется медицинское страхование?
7. Кто осуществляет контроль за внебюджетными фондами?