Порядок исчисления акциза и авансового платежа акциза (статья 194 НК РФ)

1. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы

2. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

3. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объёма реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Размер авансового платежа акциза определяется исходя из общего объёма закупаемого (передаваемого в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции) спирта этилового, в том числе этилового спирта-сырца и (или) спирта коньячного (в литрах безводного спирта), и соответствующей ставки акциза. При этом размер авансового платежа акциза определяется в целом за налоговый период исходя из общего объёма спирта этилового и (или) спирта коньячного, закупаемых у каждого продавца.
Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров (статья 195 НК РФ):

1. день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.

2. дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.

3. датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

4. При обнаружении недостачи подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли)

5. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Налоговые вычеты (статья 200 НК РФ) Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории и объекты, находящиеся под её юрисдикцией, приобретших статус товаров Таможенного союза, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При исчислении суммы акциза указанные налоговые вычеты производятся в пределах суммы акциза, исчисленной по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, произведенным на территории Российской Федерации, исходя из объёма использованных товаров (в литрах безводного этилового спирта) и ставки акциза. В случае безвозвратной утери указанных подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в процессе их производства, хранения, перемещения и последующей технологической обработки суммы акциза также подлежат вычету. При этом вычету подлежит сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм технологических потерь и (или) норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для соответствующей группы товаров.
Вычеты сумм акциза производятся исходя из объемной доли спирта этилового, использованного для производства виноматериалов, на момент приобретения виноматериалов при представлении налогоплательщиком, производящим алкогольную продукцию, в налоговые органы следующих документов (их копий) (статья 201 НК РФ):

1. договора купли-продажи виноматериалов, заключенного производителем виноматериалов и производителем алкогольной продукции;

2. платежных документов с отметкой банка, подтверждающих оплату приобретенных виноматериалов;

3. товарно-транспортных накладных поставки виноматериалов, счетов-фактур[1];

4. купажных актов;

5. акта списания виноматериалов в производство.

Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами регламентируются статьей 204 НК РФ. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров. Авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объёма спирта этилового и (или) спирта коньячного, закупка (передача) которых производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом.

8. Эволюция налога на прибыль.

Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:

· производственные, коммерческие, транспортные издержки;

· проценты по задолженности;

· расходы на рекламу и представительство, при этом все рекламные расходы следует делить на два вида:

· расходы, которые учитываются при налогообложении в полном объёме;

· расходы, которые учитываются при налогообложении в пределах 1 процента от выручки;

· расходы на научно-исследовательские работы (расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, применяемых технологий, методов организации производства и управления;

· расходы на обучение, профподготовку и переподготов­ку работников организации-налогоплательщика (при этом сотрудники должны обучаться на основании договора с российски­ми образовательными учреждениями, имеющими госу­дарственную аккредитацию и лицензию, и обучаться могут только специалисты, заключившие с организацией трудовой договор).

Налог взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным(реже прогрессивным) ставкам.

В Российской Федерации налог действует с 1995 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 годарегулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций».

Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года — 24 %), из которых 2 % зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Выручка для расчета налога на прибыль берется без учета НДС и акцизов (если они есть).

Расходы, уменьшающие выручку могут быть с НДС (например, приобретение товара или материалов с НДС или работы выполненные подрядчиками с учетом НДС) - в этом случае вы эти расходы показываете без НДС. Но есть расходы, которые заведомо отражаются на счетах 44,26,20 (затраты) без НДС - зар.плата, взносы во внебюджетные фонды, амортизация основных средств и пр.

Есть еще внереализационные доходы и расходы, например услуги банка за обслуживание расчетного счета, курсовая разница и др. Таким образом, налог на прибыль (примитивно говоря) рассчитывается так: выручка без НДС минус Расходы без НДС плюс внереализ.доходы минус внереализ.расходы и умножить на ставку налога 20%. Какие из расходов и доходов участвуют в расчете налога на прибыль подробно указано в главе 25 Налогового кодекса РФ, так как не все расходы и доходы можно учесть при расчете этого налога.

Прибыль для российского налогообложения определяется согласноНалоговому кодексу РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.

Прибыль:

· для российских организаций — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

· для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов

· для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учёте. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учёта — налоговый ибухгалтерский (иногда к ним прибавляется ещё и третий —управленческий).

Существует два метода определения налогооблагаемой прибыли [1] — метод начисления и кассовый метод. При методе начисления организация учитывает доходы и расходы в том периоде, в котором они имеют место, независимо от фактического движения денежных средств на счете или в кассе. При кассовом методе доходы и расходы учитываются на дату поступления или выбытия денежных средств.

Согласно ст. 246 Кодекса, налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации.

В соответствии с п. 1 ст. 289 Кодекса налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Кодекса).

Налоговые декларации по налогу на прибыль представляются по итогам отчетного периода не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (квартала, полугодия), по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

Современная модель налога на прибыль, на наш взгляд, сформировалась под воздействием различных факторов, в том числе и исторических, путем эволюции прямого налогообложения в России.

В России процесс перехода от чисто дискреционного, осуществлявшегося по усмотрению чиновников, распределения прибыли между предприятием и государственным бюджетом к налоговой системе занял период между 1984 и 1990 годами. В течение этого времени происходило постепенное установление все более четких и неизменных во времени правил этого распределения.

Необходимо отметить, что наблюдались мероприятия, направленные на сближение принципа распределения прибыли с принципами налогообложения

Первый период - с июня 1990г. по 1992г.

14 июня 1990 года был принят Закон СССР "О налогах с предприятий, объединений и организаций" - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране. В этот период налог на прибыль перестал быть частью изъятой в бюджет суммы прибыли, исчез его конфискационный характер. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определялась в виде разницы между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство.

Второй период - с 1992 по 2002г.

Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы), Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Основным отличием данного закона стало упразднение нормирования рентабельности организаций, установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы, введение единой ставки налога для предприятий и организаций в размере 32% (45% по прибыли от посреднических операций и сделок).

Третий этап - с 2002г. по настоящее время. Новая ставка налога на прибыль с 1 января 2002 года составила 24%. Данный этап в современной налоговой системе можно назвать этапом кардинального изменения механизма исчисления налога на прибыль организаций. Основными положениями главы 25 стало снижение ставки налога и установление единой для всех налогоплательщиков, либерализация состава расходов, подлежащих вычету из величины доходов, а также отмена большинства налоговых льгот. В соответствии с главой 25 НК РФ предприятия могут списывать на себестоимость расходы на рекламу (без ограничений), представительские, внереализационные расходы (в том числе проценты по долгам), курсовые разницы, расходы на формирование резервов по сомнительным долгам, затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и т.д. В полном объеме должны были платить налог на прибыль организации, использующие труд инвалидов, торгующие лекарствами, детским питанием, сельхозпродукцией и пр. Исчезла также инвестиционная льгота, позволяющая не платить налог с 50% прибыли, если эти средства вкладывались в развитие производства.

9. Эволюция налогообложения доходов физических лиц РФ.

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц) является прямым налогом. В России НДФЛ отнесен к числу федеральных налогов.

Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДФЛ, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»).

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица:

– являющиеся налоговыми резидентами РФ;

– получающие доходы от источников в РФ и при этом не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами РФ признаются:

– российские военнослужащие, проходящие службу за границей;

– сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Объект налогообложения. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, – только доход от источников в Российской Федерации.

Перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), определен в ст. 217 НК.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Она устанавливается как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые вычеты. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение:

– стандартных налоговых вычетов;

– социальных налоговых вычетов;

– имущественных налоговых вычетов;

– профессиональных налоговых вычетов.

Все предусмотренные налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ по ставке 13 %.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Если иное не предусмотрено НК, на следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в данном налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Размер вычета колеблется от 400 до 3 тыс. руб. в зависимости от основания его предоставления.

Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Это правило не распространяется на стандартный налоговый вычет (в размере 600 руб.), предоставляемый в связи с наличием у налогоплательщика на обеспечении детей.

Социальные налоговые вычеты предоставляются в случае, если в течение налогового периода налогоплательщик осуществлял расходы, связанные с:

– оказанием денежной помощи, направляемой на благотворительные цели;

– пожертвованием денежных средств, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

– оплатой обучения в образовательных учреждениях;

– оплатой услуг по лечению и стоимости медикаментов.

С 1 января 2007 г. размеры социальных налоговых вычетов по расходам на оплату обучения и лечения были увеличены до 50 тыс. руб., а, начиная с 1 января 2008 г., законодатель предусмотрел введение суммарного лимита вычета в размере 100 тыс. руб.

Этот лимит не распространяется на лиц несущих расходы:

– по обучению своих детей (по данным расходам сохранен лимит вычета в размере 50 тыс. руб.);

– на дорогостоящее лечение (вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов)

Сохранен неизменным и лимит вычета по доходам налогоплательщика, перечисляемым на благотворительные цели (не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде).

Во всех остальных случаях социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 тыс. руб. в налоговом периоде.

Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в случае совершения в налоговом периоде:

– продажи принадлежащего ему имущества;

– расходами по строительству либо приобретению недвижимости для жилья на территории РФ.

Налогоплательщик может претендовать на получение вычета в случае продажи любого имущества, как движимого, так и недвижимого. Размер вычета в этом случае зависит от:

– времени, в течение которого имущество находилось в собственности налогоплательщика;

– вида продаваемого имущества.

При продаже любого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, равной полученной налогоплательщиком при продаже.

В случае если налогоплательщик владел проданным имуществом менее трех лет, он не сможет претендовать на получение вычета в сумме, превышающей 1 млн руб. при продаже недвижимости и 125 тыс. руб. – при продаже любого иного имущества.

Имущественный налоговый вычет не распространяется на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Вместо использования права на получение указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Имущественный налоговый вычет по расходам на строительство либо приобретение недвижимости для жилья (речь идет о жилом доме, квартире или комнате) может быть предоставлен не только в отношении объекта целиком, но и при строительстве или приобретении доли (долей) в нем.

Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 1 млн руб. и может быть увеличен только на сумму, направленную на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение указанной недвижимости.

Этот вид имущественного налогового вычета может быть предоставлен налогоплательщику лишь единожды (причем получить его налогоплательщик может как у работодателя, так и подав соответствующее заявление в налоговый орган). Повторное предоставление налогоплательщику вычета не допускается.

Правом на получение профессиональных налоговых вычетов обладают следующие категории налогоплательщиков:

– физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

– налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера;

– налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов;

– нотариусы, занимающиеся частной практикой;

– адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

– иные лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой.

Как правило, вычет предоставляется в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных указанной деятельностью.

Для получения вычета налогоплательщики должны своевременно подать письменное заявление своему налоговому агенту При отсутствии налогового агента налогоплательщики подают соответствующее письменное заявление в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.

Налоговая ставка. Размер налоговой ставки установлен в пределах от 9 до 35 %. Для большинства доходов физических лиц налоговая ставка НДФЛ составляет 13 %.

Порядок исчисления налога. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога при установлении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму полученную в результате сложения сумм исчисленного налога.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более – округляются до полного рубля.

Порядок и сроки уплаты налога. В отношении большинства доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (организация, индивидуальный предприниматель и т. п.), обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на этого налогового агента.

В случае получения доходов от иных источников (например, от физических лиц или источников за пределами РФ) сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Сумма налога, подлежащая уплате, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа:

– первый – не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога;

– второй – не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

10. Платежи за пользование природными ресурсами и их эволюция в РФ.

Эволюция. Плата за природные ресурсы занимает центральное место в экономическом механизме природопользования. На практике она стала применяться еще в бывшем СССР. Так, ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы были введены в 1968 г. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями, была введена с 1988 г. Тарифы были утверждены Государственным комитетом. Действовала плата в лесном хозяйстве. С образованием в 1988 г. системы природоохранных органов, а также с связи с изменением отношений собственности осуществлялась подготовительная работа по введению новых платежей, в частности — за право пользования природными ресурсами. Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем. По существу, это форма выражения абсолютной ренты, связанной с собственностью на природные ресурсы как на объект хозяйства. Базовые нормативы платы могут устанавливаться в виде фиксированных отчислений (роялти) от стоимости объема добычи (изъятия) природных ресурсов. В газовой промышленности за рубежом, к примеру, роялти принимает форму процента от стоимости добытого газа. Зарубежная практика показывает, что размеры роялти могут варьировать в пределах от 5 до 50% стоимости добытого газа, хотя в среднем данный платеж близок к 12,5% или 1/8 части стоимости продукции. Опыт показывает, что эффективно экономическое регулирование природопользования может осуществляться при одновременном использовании двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей (расход запасов полезных ископаемых, вырубка леса, забор воды из природных источников) регулируется интенсивность использования природных ресурсов их владельцами (арендаторами, пользователями) и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами (объектами) в пределах определенной территории (за земельный, горный отводы, за право забора воды из природного источника, право вырубки леса и осуществления других видов хозяйственной деятельности на землях лесного фонда и т. д.) призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений по этим платежам может осуществляться финансирование не только природоохранных, но и других социальных и экологических нужд данной территории (развитие инфраструктуры, повышение уровня жизни населения и др.).

В Российской Федерации правовая основа платности природопользования впервые была заложена в Законе «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Этим Законом было установлено, что плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

В дальнейшем принципы платного природопользования нашли отражение в природно-ресурсных законах Российской Федерации, таких как:

В настоящее время правовой основой регулирования платности в сфере природопользования является Федеральный закон от Ю января 2002 г. «Об охране окружающей среды».

Кроме законов было принято значительное число других нормативных и правовых документов, связанных с порядком исчисления и внесения платежей за природные ресурсы.

Директорат по налогам и таможенным сборам Европейской комиссии разделил экологические налоги на семь групп по областям применения:

· энергетические налоги (на моторное топливо; на энергетическое топливо; на электроэнергию). (energy taxes)

· транспортные налоги (налоги на пройденные километры; ежегодный налог с владельца; акцизы при покупке нового или подержанного автомобиля). (transport taxes)

· платежи за загрязнения (эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу и выбросы в водные бассейны). углекислого газа и других вредных веществ (хлорфторуглеродов, оксидов серы и азота, свинца). (tax on emissions)

· платежи за размещение отходов. Они включают платежи за размещение отходов на свалках и их переработку и налоги на ряд специальных продуктов (упаковка, батарейки, шины, смазочные масла и т. п.). (tax on waste)

· налоги на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям (вещества, разрушающие озоновый слой, и парниковые газы). (tax on emissions)

· налог на шумовое воздействие. (earmarked charges)

· платежи за пользование природными ресурсами. (royalty)

Все же основная цель экологических платежей — не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. Экологические налоги всегда поступают в бюджеты. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» 10 % общей суммы эмиссионных платежей направляется федеральный бюджет и расходуется на содержание органов экологического контроля. Оставшиеся 90 % перечисляются в экологические фонды (местные, региональные, федеральный) и используются для финансирования природоохранных мероприятий и экологических программ.

Получаемые при этом средства могут направляться на стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов, расчистку старых свалок и т. п. Интересен опыт других стран. Так, в Дании за счёт этих средств действует специальная схема по сбору устаревших и вышедших из употребления автомобилей. В рамках этой схемы владельцам транспортных средств, потребление которых связано с существенной нагрузкой на окружающую природную среду (таковыми считаются автомобили, срок службы которых превышает 10 лет), выплачивается за их «сбор» специальная премия.

В России также взимается плата за загрязнение окружающей природной среды. По даннымМинистерства природных ресурсов РФ в 1994—2004 гг. уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно рос в среднем на 5 %. В 2005 г. экологические платежи составили: в электроэнергетике — 0,05 % от затрат предприятий на производство, в топливной промышленности — 0,04 %

Назначение платежей за пользование природными ресурсами - пополнение бюджета и рационализация использования природных ресурсов.

Платежи:

- водный налог

- лесной налог

- сборы пользование объектами животного мира

- сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов

- налог на добычу полезных ископаемых

- земельный налог

- плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: