Методика руководства дидактической игрой

1) Младшая группа: воспитатель знакомит с новой дидактической игрой на занятиях и вне занятий (утром, на прогулке вечером). Воспитатель привлекает детей к игре (кто как), правила объясняет во время проведения игры (так же, как это делается при ознакомлении с подвижной игрой), играет с детьми (воспитатель также узнает предмет на ощупь, описывает картинки и другое). В младшей группе чаще используются дидактические игрушки, предметы (куклы, пирамидка), что особенно важно для сенсорного развития (другие - меньше, но тоже используются).

2) Средняя группа: воспитатель может сначала объяснить правила, а потом поиграть с детьми. В средней группе большое внимание уделяется дидактическим играм по ознакомлению с окружающим, дидактическими игрушками, по сенсорному развитию (другие игры тоже проводятся, но поменьше).

3) В старшей, подготовительной группе воспитатель знакомит с правилами дидактической игры и может уже не играть с детьми, а лишь проконтролировать, правильно ли играют. Но если правила сложные, то воспитатель играет с детьми, пока они не научатся играть самостоятельно.

Методика, которой воспитатель руководствуется, при проведении дидактических игр называется пробным ходом, то есть это - совместная игра воспитателя с детьми, когда не засчитывают, у кого получается, кто не может и наоборот. Значит, дети учатся во время этого пробного хода, как надо играть. Воспитатель играет столько раз, сколько надо, чтобы дети поняли, как нужно играть и могли играть без взрослого.

4) В старшей группе используются все виды дидактических игр, и особое внимание уделяется словесным дидактическим играм.

Дидактические игры кратковременны (во всех группах), примерно 10-20 минут, и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Во многих дидактических играх для старших дошкольников есть элементы соревнования, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Иногда это вызывает излишнюю возбужденность, излишний азарт, не следует допускать этого. Надо воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в игре, не допускать насмешек над проигравшими. Проигравшему внушить веру в свои силы, дать возможность исправить свою ошибку.

В руководстве игрой нужен индивидуальный подход; одному дать задание полегче, другому - усложнить задачу, первому оказать помощь, второму предоставит самостоятельность (+помочь преодолеть робость застенчивому ребенку); то есть через дидактические игры воспитывать каждого ребенка и коллектив детей в целом.

Дидактические игры проводятся на занятиях и вне занятий (утром, вечером на прогулке). Как правило, вне занятий дидактические игры связаны по содержанию с предшествующим занятием. Например, после занятия по ознакомлению с домашними животными, в младшей группе проводится дидактическая игра «Узнай по голосу!» «Кто в домике живет?» - это можно проводить на следующий день или вечером, но не сразу после занятия.

Основные требования к планированию дидактической игры.

1)Учитывать содержание, сложность, новизну для детей.

2) Учитывать возрастные возможности (в младшей группе использовать дидактические игры с игрушками -для развития сенсомоторных способностей; в старшем дошкольном возрасте увеличивается значение настольно-печатных и словесных игр).

3) Планируются в плане воспитателя основные структурные элементы игры.

4) Количество игр - 16-20 в месяц, а это - 4-5 в неделю.

Что и как планировать.

1. Название игры (например, дидактическая игра «Узнай на вкус»).

2. Если работа индивидуальна, то назвать имена детей (список составляется по именам).

3. Дидактические задачи (решаемые задачи перечислить).

4. Игровые действия.

5. Игровые правила.

6. Методика руководства (как предложить, как заинтересовать).

Если игра знакомая, то указываются изменения, вносимые в игру, то есть

новый вариант (например, на время).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: