Перечислите виды и методы контроля в физическом воспитании школьников. Укажите значения анализа урока физической культуры в школе, перечислите основные критерии анализа урока

Пед. контроль — это система мероприятий, обеспе­чивающих проверку запланированных показателей ФВ для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель пед. контроля — это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, мето­ды) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастер­ства и т.д. (факторы изменения). На основе анализа полученных в ходе пед. контро­ля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вно­сить коррективы в ход педагогического процесса. В практике ФВ используется 5 видов пед. контроля.

1. Предварительный контроль проводится в начале уч. года (уч. четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физ. подготовленность, сп. квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный к. предназначен для определения сроч­ного тренировочного эффекта в рамках одного уч. занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очеред­ной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению от­резка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.

3. Текущий к. проводится для определения реакции орга­низма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимаю­щихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат ос­новой для планирования содержания ближайших занятий и вели­ чины физических нагрузок в них.

4. Этапный к. служит для получения информации о кумулятивном(суммарном)тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.

5. Итоговый к. проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выяв­ления положительных и отрицательных сторон процесса физи­ческого воспитания и его составляющих. Данные итогового конт­роля являются основой для последующего планирования учебно-воспит. процесса. Методы контроля. В практике ФВ приме­няются следующие методы контроля: пед. наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие сор-я, простейшие врачебные методы (измере­ние ЖЕЛ, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.Большую информацию преподаватель получает с помощью метода пед. наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за учащимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеянное), внешние признаки реакции на физ. нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.). Метод опроса представляет возможность получить информа­цию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о болях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения — это результат физиол. процессов в орга­низме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся. Контрольные сор-я и тестирование позволяют полу­ить объективные данные о степени тренированности и уровне физ. подготовленности занимающихся. Они очень показа­тельны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в планах. Так, например, если уровень физ. под­готовленности не повышается или становится ниже, то пересматривают содержание, методику занятий, физ. нагрузки. Для контроля за освоением техники физ. упр-я могут использоваться некоторые подводящие упр-я, при­меняемые на данном этапе обучения. Основным методом контроля за усвоением знаний является уст­ный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, со­ставляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) по­каза вариантов выполнения физического упражнения или его от­дельных компонентов.В практике ФВ применяется письменный опрос с помощью программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний). С 1996 г. в общеобразовательных школах введен выпускной экзамен по дисциплине «ФК» (по выбору учащихся). Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом контроле, а также сопоставление их с требованиями про­граммы ФВ позволяют судить о степени ре­шения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физ. подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов ФВ и повышает объективность результатов уч. работы. Осуществляя ФВ, необходимо системати­чески проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их физ. развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение.

К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объ­ективность, точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следующие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года). В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемос­ти занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся. Основным документом учета служит журнал учета уч. ра­боты группы (класса). Значение проводимой преподавателем работы по учету не сводится, конечно, к формальной регистрации сведений для офици­ального отчета. Эти данные должны подвергаться систематическому анализу, творческому осмыслению и обобщению, использоваться в будущей работе. Именно на такой основе внедрения но­вого возможны постоянное улучшение качества учебного процес­са, обогащение его средств и рационализация методики.

36 Дайте определение термину «мезоцикл. Перечислете и кратко охарактеризуйте типы мезоциклов» Мезоцикл — представляет собой относительно целый законченный этап тренировоч процесса, значение которого является упорядочивание этого процесса в соответствии с главной задачей периода или этапа. Тренировочный мезоцикл - структорное образование включающее от 2 до 6 микроциклов. Втягивающие мезоциклы. Их основная задача — постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или восстановление работоспособности систем и механизмов, определяющих уровень разных компонентов выносливости; скоростно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений. Эти мезоциклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе. Базовые мезоциклы. В них планируется основная работу по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе стартов. Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуются, как правило, высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Они используются во второй половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время. Предсоревновательные ( подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования. Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В этих мезоциклах увеличен объем соревновательных упражнений.

37. Дайте физиологическое обоснование циклического планирования тренировочной нагрузки с целью повышения физической работоспособности.

При выполнении физических упражнений разной мощности и продолжительности вклад данных систем, как правило, неодинаков. В связи с этим физические упражнения подразделяются на группы с явным преобладанием анаэробного или аэробного путей энергопродукции, а также смешанного анаэробно-аэробного энергообеспечения. В спортивной физиологии приводятся соотношения трех систем энергообеспечения при выполнении анаэробных и аэробных циклических упражнений.

При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:

1. продолжительность упражнения;

2. интенсивность;

3. продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;

4. характер отдыха;

5. число повторений упражнения.

При нормировании выполнения циклических упражнений особое внимание заслуживают процессы возрастного развития двигательной системы. Изменения физиологических процессов в связи с выполнением тренировочных занятий обусловлены воздействием на организм повторяющихся движений. При этом в первую очередь происходят изменения функционального состояния двигательной системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений, сигнализирующих о возможной гипоксии, но главным образом – под влиянием моторно-висцеральных рефлексов. Поэтому при планировании тренировочных занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но и возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных навыков.

Тренирующая нагрузка, чтобы вызвать тренировочный эффект должна быть достаточно длительной. Это относится к длительности отдельных упражнений в тренировочном занятии, самого тренировочного занятия и тренировочного цикла в целом. Связь между интенсивностью и длительностью тренировочных нагрузок, с одной стороны, и тренировочным эффектом, с другой, очень сложна. Она зависит от многих факторов, в частности, от. того, какие функциональные системы, физические двигательные качества преимущественно тренируются.

Так, увеличение мышечной силы достигается небольшим числом близких к максимальным повторных сокращений длительностью несколько секунд один раз в день. Такая кратковременная нагрузка даже при высокой интенсивности не может достаточно влиять на изменение выносливости (повышение возможностей кисло-родтранспортной и кислородутилизирующей систем).

Общая пороговая продолжительность занятий физической- культурой, при которой проявляется заметный тренировочный эффект, составляет для аэробной тренировки (выносливости) - 10-16 недель, для анаэробной (скоростно-силовой) - 8-10 недель. У начинающих заниматься бегом после 2-3 месяцев тренировки МПК повышается на 5-25% (в зависимости от исходного уровня), после 2-3 лет повышение МПК может достигать 40% (с 45 до 65 мл/кг*мин). Об оптимальной продолжительности тренировки для достижения наивысших функциональных показателей (спортивных результатов) пока можно судить лишь по данным их сравнения у разных групп людей - неспортсменов, тренирующихся от нескольких недель до нескольких лет и выдающихся спортсменов. Такое сравнение, однако, не позволяет выявить, в какой мере различия определяются длительностью (и режимом) тренировки и в какой мере они наследственно предопределены.

Систематическое выполнение данного упражнения (тренировка) вызывает специфическую адаптацию организма, обеспечивающую более совершенное выполнение тренируемого упражнения. Такая адаптация проявляется в специфических тренировочных эффектах - наибольшем повышении результата в тренируемом упражнении (спортивного результата) и экономичности его выполнения. Отсюда следует, что тренировочные программы должны составляться так, чтобы развивать специфические физиологические способности, необходимые для выполнения данного упражнения или данного вида физической (спортивной) деятельности (принцип специфичности тренировки).

38. Дайте характеристику занятиям неурочного типа, укажите отличительные особенности, перечислите формы, приведите классификацию занятий неурочного типа.

Под формами занятий ФУ понимают способы организации учебно – воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определённым типом взаимосвязи преподавателя и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами, так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся: - Малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера; - Крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно – реабилитационного или рекреационного характера; - Соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно – спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.). Малые формы занятий. Для них характерны: 1). Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а). умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: УГГ, вводная производственная гимнастика); б). Текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика её неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха); в). поддержание отдельных сторон, приобретённой тренированности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (дом. задания по школьному курсу ФВ и в спорте); 2). Незначительная продолжительность занятий (от 2 – 3 до 15 – 20 мин.); 3). Отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гиг. гимнастика, физкультурные минутки и т.п.;4). Невысокий уровень функциональных нагрузок. Малые формы занятий играют дополнительную роль в общей системе занятий ФВ. Крупные формы занятий неурочного типа. К ним относятся: 1). Самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например, по ОФП, атл. гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определённой «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля; 2). Занятия, связанные с решением задач оздоровительно – реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Осн. характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жёсткой регламентации; свободное варьирование поведения. К соревновательным формам организации занятий относятся: 1). Собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: чёткая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.; 2). Соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачёты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены. В зависимости от численного состава занимающихся ФУ различают индивидуальные и групповые формы занятий. Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности. Выбор конкретной неурочной формы занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.

29/39. Раскройте значения педагогического контроля в физическом воспитании и спорте. Перечислите формы и методы педагогического контроля, укажите требования к проведению педагогического контроля. Пед. контроль — это система мероприятий, обеспе­чивающих проверку запланированных показателей ФВ для оценки применяемых средств, методов и нагрузок. Основная цель пед. контроля — это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, мето­ды) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастер­ства и т.д. (факторы изменения). На основе анализа полученных в ходе пед. контро­ля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вно­сить коррективы в ход педагогического процесса. В практике ФВ используется 5 видов пед. контроля. 1. Предварительный контроль проводится в начале уч. года (уч. четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физ. подготовленность, сп. квалификация) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения. 2. Оперативный к. предназначен для определения сроч­ного тренировочного эффекта в рамках одного уч. занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очеред­ной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению от­резка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии. 3. Текущий к. проводится для определения реакции орга­низма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимаю­щихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат ос­новой для планирования содержания ближайших занятий и вели­чины физических нагрузок в них. 4. Этапный к. служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся. 5. Итоговый к. проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выяв­ления положительных и отрицательных сторон процесса физи­ческого воспитания и его составляющих. Данные итогового конт­роля являются основой для последу­ющего планирования учебно-воспит. процесса.

Методы контроля. В практике ФВ приме­няются следующие методы контроля: пед. наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие сор-я, простейшие врачебные методы (измере­ние ЖЕЛ, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др. Большую информацию преподаватель получает с помощью ме­тода пед. наблюдений. Наблюдая в ходе занятия за уча­щимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, про­явление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеян­ное), внешние признаки реакции на физ. нагрузку (изменение дыхания, цвета и выражения лица, координации движе­ний, увеличение потливости и пр.). Метод опроса представляет возможность получить информа­цию о состоянии занимающихся на основании их собственных показателей о самочувствии до, во время и после занятий (о бо­лях в мышцах и пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъектив­ные ощущения — это результат физиол. процессов в орга­низме. С ними надо считаться и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся. Контрольные сор-я и тестирование позволяют полу­чить объективные данные о степени тренированности и уровне физ. подготовленности занимающихся. Они очень показа­тельны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в планах. Так, например, если уровень физ. под­готовленности не повышается или становится ниже, то пересмат­ривают содержание, методику занятий, физ. нагрузки. Для контроля за освоением техники физ. упр-я могут использоваться некоторые подводящие упр-я, при­меняемые на данном этапе обучения. Основным методом контроля за усвоением знаний является уст­ный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, со­ставляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) по­каза вариантов выполнения физического упражнения или его от­дельных компонентов. В практике ФВ применяется письменный опрос с помощью программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний). С 1996 г. в общеобразовательных школах введен выпускной экзамен по дис­циплине «ФК» (по выбору учащихся). Сравнение результатов в предварительном, текущем и итого­вом контроле, а также сопоставление их с требованиями про­граммы ФВ позволяют судить о степени ре­шения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физ. подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов ФВ и повышает объективность результатов уч. ра­боты. Осуществляя ФВ, необходимо системати­чески проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья за­нимающихся, уровень их физ. развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение. К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объ­ективность, точность и достоверность, полнота, простота и на­глядность. Различают следующие формы: предварительный (до начала организации педагогического процесса), текущий (непре­рывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года). В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемос­ти занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состо­янии здоровья занимающихся. Основным документом учета служит журнал учета уч. ра­боты группы (класса). Значение проводимой преподавателем работы по учету не сво­дится, конечно, к формальной регистрации сведений для офици­ального отчета. Эти данные должны подвергаться систематическо­му анализу, творческому осмыслению и обобщению, использо­ваться в будущей работе. Именно на такой основе внедрения но­вого возможны постоянное улучшение качества учебного процес­са, обогащение его средств и рационализация методики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: