Система заключительных поправок. Выведение итоговой величины стоимости

Вопрос № 44. Нормализация и трансформацияфинансовой отчетности в процессе оценки финансовых институтов

Согласно российскому законодательству оценщик обязан использовать три подхода к оценке, а в случае невозможности применения какого-либо из них — обосновывать отказ от его использования. Нормализация отчетности проводится с целью определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса. Она необходима для того, чтобы оценочные заключения имели объективный характер, основывались на реальных показателях, характеризующих деятельность предприятия. Оценщик должен понимать, что отчетность, составленная в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, не должна отражать реальную рыночную стоимость имущества. Возможность использования разных методов учета операций, списания долгов приводит к неодинаковым значениям прибыли и денежных потоков. Рыночная стоимость части активов (например, стоимость нематериальных активов) может не учитываться при составлении баланса.

Нормализация отчетности в процессе оценки проводится всегда, объем применяемых корректировок в зависимости от целей оценки меняется. В отчете должны быть объяснены расчеты и изменения, проводимые в ходе нормализации. Нормализующие корректировки финансовой документации проводятся по следующим направлениям:

· корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов;

· корректировка метода учета операций (например, учет запасов) или метода начисления амортизации;

· корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определения рыночной стоимости активов.

Еще одно важное добавление: нормализованная финансовая отчетность может использоваться только в целях оценки.

Корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов. К числу наиболее важных факторов, определяющих величину денежных потоков, генерируемых бизнесом, относится себестоимость продукции (рис. 8.1).

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства. Кроме расходов, относимых на себестоимость, выделяются коммерческие и управленческие расходы, прочие операционные доходы и т.д., также влияющие на величину прибыли.

Величина прибыли может быть занижена и поэтому потенциального инвестора интересует, в первую очередь, динамика выручки от реализации и структура себестоимости, а затем - нормализованная прибыль. Если речь идет об оценке предприятий сферы услуг, сервисных и страховых компаний, сделок по слиянию и присоединению, акцент делается на анализ валовых доходов. Показатель прибыли и денежного потока становится следующим критерием при принятии инвестиционного решения.

Если ожидаемая будущая прибыль играет решающую роль в процессе оценки, то важно принимать этот показатель как отражение экономического дохода, получаемого компанией. Именно с этой целью проводится нормализация финансовой отчетности в процессе оценки.

Рис.8.1. Формирование факторов себестоимости

Пример. Нормализующие корректировки на нетипичные расходы, проводимые американской торговой компанией ≪ABC≫. В табл. 8.2- 8.3 представлены данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, составленных в соответствии с западными стандартами бухгалтерского учета. Оценщик выяснил,, что долгосрочные финансовые вложения представлены средствами, потраченными на приобретение картин, что не имеет отношения к основной производственной деятельности компании (торговля одеждой). Активы, не связанные с основной производственной деятельностью, должны быть исключены в ходе нормализации.

Таблица 8.2. Данные бухгалтерского баланса на начало и конец периода (долл.)

Показатели На начало периода На конец периода
1.Текущие активы (current assets)  
В том числе:
денежные средства (cash) 59 562 71 475
счета к получению (accounts receivable) 151 418 132 547
товарно-материальные запасы (inventory) 443 739 514 618
прочие активы (other assets) 79 888 57 452
Всего текущих активов 734 607 776 092
2.Внеоборотные активы  
В том числе:
основные средства (fixed assets) 1 195 859 1 425 831
основные средства за вычетом износа (net fixed аssets)   758 180   809 594
долгосрочные финансовые вложения (long term financial investments)   105 139   100 410
прочие активы (other assets) 6 413 13 230
Всего внеоборотных активов 869 732 923 234
Активы всего 1 604 339 1 669 326
1.Текущие обязательства (current liabilities) 660 314 561 727
2.Долгосрочный долг(long term debt) 274 984 174 056
3.Собственный капитал(stockholders equity) 669 041 963 543
Пассивы – всего 1 604 339 1 669 326

Таблица 8.3. Корректировка оценщиком бухгалтерского баланса (долл.)

Показатели На начало периода На конец периода
Долгсрочные финансовые вложения 105 139 100 410
Корректировка (105 139) (100 410)
Собственный капитал по балансу 669 041-(105 139)=563 902 963 541-(100 410)=863 133
Скрректированный баланс 1 499 200 1 598 916

В итоге получаем нормализованный бухгалтерский баланс, скорректированный на расходы, не относящиеся к оцениваемому бизнесу.

Таблица 8.4. Нормализованный бухгалтерский баланс(долл.)

Показатели На начало периода На конец периода
1.Текущие активы- всего 734 607 776 092
2.Внеоборотные активы  
В том числе:
основне средства за вычетом износа 758 180 809 594
долгосрочные финансовые вложения    
прочие активы 6 413 13 230
Активы всего 1 499 200 1 598 916
1.Текущие обязательства – всего 660 314 561 727
2.Долгосрочный долг 274 984 174 056
3.Собственный капитал 563 902 863 133
Пассивы – всего 1 499 100 1 598 916

Изменения, полученные при корректировке баланса, должны найти отражение и в отчете о финансовых результатах. Кроме того, корректировке могут подвергнуться расходы, превышающие средние значения по аналогам.

Таблица 8.5. Отчет о финансовых результатах (долл.)

Показатели На конец периода
Нетто-выручка от реализации (net sales) 7 147 474
Себестоимость реализованной продукции (cost of sales) 3 794 476
Валовая прибыль (gross profit) 3 352 998
Операционный расходы (operating expenses) 2 640 707
Прибыль до выплаты процентов и налогообложения (profit before Interests and taxes)   712 291
Выплата процентов (interest expense) 59 674
Прибыль до налогообложения (profit before taxes) 652 617
Налог на прибыль(taxes) 282 053
Чистая прибыль (net profit) 370 564

Оценщик рассчитывает нормализованный доход с учетом нетипичных расходов, не относящихся к основной деятельности.

Таблица 8.6. Корректировка оценщиком отчета о доходах (долл.)

Показатели На конец периода
Чистая прибыль (по данным бухгалтерской отчетности) 370 564
+ Расходы на выплату налогов 282 053
+/- Корректировка по расходам:  
+ Реально выплаченная заработная плата 356 725
-Признано обоснованными выплатами 313 500
+Расходы на выплату заработной платы, превышающие среднеотраслевые значения   41 153
+Расходы по хранению картин 7 600
Нормализованный доходдо выплаты налогов 744 595
-Расходы на выплату налогов 320 177
Нормализованный чистый доход 424 418

В конечном итоге отчет о финансовых результатах будет выглядеть следующим образом (табл. 8.7 ).

Таблица 8.7. Нормализованный отчет о финансовых результатах (долл.)

Показатели На конец периода
Нетто-выручка от реализации 7 147 474
Себестоимость реализованной продукции 3 794 476
Валовая прибыль 3 352 998
Операционные расходы 2 548 729
Прибыль до выплаты процентов и налогообложения 804 269
Выплата процентов 59 674
Прибыль до выплаты налогов 744 595
Налог на прибыль 320 177
Чистая прибыль 424 418

Корректировка метода учета операций. На величину прибыли и денежных потоков серьезное влияние могут оказывать методы учета запасов и начисления амортизации.

В Российской Федерации принята следующая методика учета запасов:

· по средней себестоимости;

· по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО) - первым получен, первым отгружен;

· по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО) – последним получен, первым отгружен.

Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении того, что ресурсы, первые поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок, с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца.

Метод ЛИФО основан на допущении того, что ресурсы, первые поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок.

При росте цен метод ЛИФО уменьшает налогооблагаемую прибыль и с этой точки зрения в условиях инфляции является более предпочтительным

Пример:

Время Запасы
01.09 100 кг*10 тыс.руб=1000 тыс.руб.
10.09 50 кг*15 тыс.руб=750 тыс.руб
20.09 100 кг*25 тыс.руб=2500 тыс.руб
Итого 250 кг =4250 тыс.руб
Допустим, за анализируемый период было израсходовано 200 кг запасов. Средняя фактическая себестоимость: 4250:250*200=3400 тыс.руб Себестоимость реализованной продукциипо методу ФИФО: 100*10+50*15+50*25=3000 тыс. руб Себестоимость реализованной продукции по методу ЛИФО: 100*25+50*15+50*10=3750
     

Ни величина, полученная методом ЛИФО, ни величина, полученная методом ФИФО, не отражает реальную рыночную стоимость запасов. Если компания-аналог использует метод учета запасов по средней себестоимости, в то время как на оцениваемой компании применяется метод ЛИФО, то разница (3750 - 3400 = 350), скорректированная на ставку налогообложения [350 • (1 - 0,35)], может быть добавлена к величине прибыли после налогообложения. Аналогичные расчеты проводятся и в сторону уменьшения величины прибыли.

Корректировка по методу учета запасов (продолжение). Размер прибыли также зависит от методов начисления износа как основных фондов, так и нематериальных активов.

Доля амортизации в стоимости продукции характеризует эффективность использования средств труда. В соответствии с принципами бухгалтерского учета стоимость основных фондов и части нематериальных активов должна распределяться в течение предполагаемого срока их эксплуатации. Термин «амортизация», используемый в учете, понимается не как физический износ или снижение рыночной стоимости, а как списание стоимости фондов в течение времени их полезного функционирования. Это не метод оценки, а процесс распределения стоимости. Сумма амортизации зависит от первоначальной стоимости объекта, предполагаемого срока полезной службы и выбранного метода учета. Существуют разные методы учета амортизации, которые можно объединить в два направления:

· методы прямолинейного списания;

· методы ускоренного списания стоимости.

Согласно методу прямолинейного списания стоимость объекта равномерно распределяется в течение срока его службы.

Пример. Первоначальная стоимость оборудования - 5 млн. руб.; предполагаемый срок службы - 5 лет; годовая сумма амортизации составит 5 млн. руб.: 5 лет = 1 млн. руб. (коэффициент амортизации равен 0,2).

В Российской Федерации прямолинейный метод учета амортизации является наиболее распространенным, поэтому по данному разделу корректировки оценщиком, как правило, не проводятся. Если предприятие использует методы ускоренного списания, то годовая сумма амортизации увеличивается (например, удваивается), что ведет к росту себестоимости и уменьшению налогооблагаемой базы. В этом случае оценщик может увеличить прибыль после уплаты налогов на разницу, получаемую от применения метода ускоренного списания, скорректированную на ставку налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: