Синдром госпитализма

Предрасположенность к химическим зависимостям все же не предопределенность. Она лишь обозначает границы группы риска. Но эту группу риска пополняют другие дети, и прежде всего дети с симптомами госпитализма – результатом младенчества, лишенного любви и заботы взрослых. Более всего симптом госпитализма проявляется у приютских детей.

Известно, что на первом году жизни решающее значение для правильного психического развития ребенка имеет количество и качество его контактов с окружающими его взрослыми. Ребенок должен получать в это время максимум любви, разностороннее, индивидуальное, частое общение со взрослыми. Должна быть постоянная смена впечатлений. В этом возрасте дети не могут объединяться в коллектив. Это их быстро утомляет, приводит к нарушению поведения.

У детей, воспитывающихся в доме ребенка, практически отстает вся интеллектуальная деятельность первого года жизни. Поражается базовая способность общаться и обучаться. Психологи отмечают, что уже в годовалом возрасте приютский ребенок, чтобы сравняться с семейным, нуждается в долгих систематических занятиях со специалистом. В ребенке гаснет природное любопытство, укореняется страх.

Если детей в год отдают в ясли, то к этому времени они уже много знают и умеют. Знают, что их любят. У них есть мощный тыл. Они активно исследуют новые предметы, а главное - внимательно всматриваются и вслушиваются в поведение лично им принадлежащих взрослых, обеспечивающих им защиту и дающих множество образцов для подражания.

В яслях всему этому приходит конец. Резко подскакивает доля адреналина в крови. Это биохимический показатель стресса. Ребенка ничего не интересует. Он постоянно плачет. Нарушается сон и аппетит. Он откатывается назад в развитии, даже перестает лепетать свои первые слова, которым научился в семье. Ребенок с тяжелой адаптацией может находиться в таком состоянии до полугода. Бывают дети со средней и с легкой адаптацией. Но бывает, что после привыкания вдруг снова внезапный выброс адреналина в кровь, и все начинается сначала.

Известно, что примерно 20% людей любого возраста очень трудно переносят смену условий жизни - пионерский лагерь, дом отдыха, тем более переезд в другой город, другую страну. Они наверняка в раннем детстве были оторваны от матери и относились к группе тяжело адаптирующихся.

К этой же группе «тяжелых» младенцев относятся, конечно же, и дети с поврежденным геном, с врожденной предрасположенностью к наркомании и алкоголизму. Эти дети явно не «ясельные». Но и многие из тех, кто прошел ясли на первый взгляд благополучно, пополнят потом группу риска, хотя с генами у них все в порядке.

Но даже если младенец внешне очень легко перенес перемещение центра жизни из семьи в ясли, полноценного развития у него все равно не будет. Ему для этого необходим свой личный взрослый. Поэтому, как только дети учатся осознавать и выражать свои желания, они начинают соперничество за внимание и любовь воспитательницы.

В одном исследовании подсчитали, что воспитательница в яслях обращается к отдельному ребенку от двух до одиннадцати раз (хороший воспитатель) или от нуля до пяти раз, и чаще всего с указаниями: сядь, брось, ешь, отойди - что трудно назвать общением. Воспитательница общается чаще всего с ребенком активным, доброжелательным, а не с тем, кому это гораздо больше необходимо – с замкнутым, нервным, пассивным.

Во всех учебниках психологии прописано, что ребенок психологически готов сотрудничать с другими детьми примерно в шесть лет плюс-минус до года. До этого он без специальных усилий взрослых играет не вместе, а рядом с ними. Вот результаты международного исследования (инициаторами были психологи ГДР), в котором принимало участие несколько тысяч детей.

Учеников начальной школы разделили на три группы: прошедших ясли-сад; с трех лет посещавших сад; пришедших в школу из дома. Измеряли все доступные показатели здоровья, умственного развития, психического благополучия, контактности, способности правильно вести себя с другими людьми. По всем параметрам решительно отставали дети, прошедшие ясли-сад, и лидировали семейные. Они уступали первенство лишь в контактности и умении вести себя с людьми, но не тем, кто прошел весь детский сад от трех лет до школы, а тем, кто пришел из дома только в подготовительную (или просто старшую) группу в шесть лет. К концу первого класса семейные уравнивались с ними.

А вот результаты проведенного в начале 80-х исследования психолога В. Щур. Выяснилось, что половина детей старших групп садов-пятидневок уверена, что «мама меня не любит». И это лишь дети, способные к осознанию этого факта. Существенная часть второй половины просто не в состоянии этого сформулировать.

Ребенок, и даже подросток не в состоянии оценивать сам себя как бы со стороны. Он просто принимает оценку самого близкого взрослого. Раз мама его не любит, значит он недостоин любви, он плохой, хуже других.

Прежде всего, у ребенка исчезает чувство защищенности и почти вся жизненная энергия уходит на самозащиту. Позже это обернется заниженной самооценкой, а это ведет к серьезному психологическому неблагополучию и часто даже психической патологии. Да вдобавок у таких детей всегда проявляется неумение строить отношения с другими людьми. Конечно же, эти дети – из группы риска.

Многих детей даже из группы риска можно спасти от наркомании и алкоголизма родительской любовью. А мы создаем условия для того, чтобы группу риска пополняли дети, не имеющие к тому никаких генетических предпосылок.

Где же выход?

В детстве каждый человек испытывает тягу к творчеству. Она проявляется в массе вопросов, в фантазиях, в игре. Потом она уходит и вновь всплывает в юности. У подростка, юноши условия физиологической перестройки организма поддерживаются воздействием «внутренних наркотиков».

В это время наблюдается эмоциональная неустойчивость, ломка характера, стремление к самовыражению. Переоцениваются ценности, возникает понимание неповторимости собственной личности.

Человеку нужны трудности и самоограничения. В них он тренирует свою волю, повышает ответственность, учится ценить состояние взлета, озарения, которое наступает в результате преодоления. Эта энергия-информация из системы большей масштабности получена им по сродству и подобию с теми высокими энергиями, которые поднимали его душу и давали силы на преодоление.

Такому человеку не нужны внешние наркотики. Он ощущает незаконность «химического изменения личности» наркотиками, он не может этого допустить, даже если он не знает теории вопроса. Его отталкивают традиции проведения праздников за бутылкой. Он не начнет курить ни в каком возрасте. У него другие радости и удовольствия. Это радость познания себя и мира, радость преодоления и роста, радость творчества, радость самоотдачи. Что ты отдаешь, то к тебе и возвращается. Еще Шота Руставели сказал:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: