Философия XVIII в.: Просвещение

Термин «Просвещение» впервые был употреблен Ф.Вольтером и И.Гердером, и им обозначается крупная эпоха в развитии философской мысли. В широком смысле Просвещение понимается как политическая идеология, философия и культура периода становления капиталистического общества, в которой обосновывается идея необходимости самого широкого распространения в обществе передовых прогрессивных идей, образования. В узком смысле Просвещение рассматривается как философское направление эпохи Нового времени, идейно направленное против традиционной средневековой идеологии, философии и культуры.

Просвещение получило распространение во многих странах. В Англии его представителями были Д.Локк, Д.Толанд, А.Коллинз, Д.Гартли, Д.Пристли; в США – Б.Франклин, Т.Пейн, Т.Джефферсон; в Германии – Г.Лессинг, И.Кант, Г.Гегель, И.Гердер; в России – М.М.Ломоносов, А.Н.Радищев, П.С.Новиков, Я.П.Козельский. В то же время наибольшее распространение просветительская идеология получила во Франции. Самым ярким проявлением французского Просвещения стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» в 17-ти томах. Ее вдохновителями и редакторами были Д.Дидро и Ж.д'Аламбер. В создании «Энциклопедии» активно участвовали Ф.Вольтер, Ш.Кондильяк, К.А.Гельвеций, П.Гольбах, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо.

Важнейшие принципы французского Просвещения:

- критика основ феодального общества, сословных привилегий, политического деспотизма;

- неприятие религиозной (клерикальной) идеологии, схоластики, нетерпимости и фанатизма; невежество и мракобесие рассматривались как главные причины всех человеческих бедствий;

- необходимо устранение диктата теологии, секуляризация культуры, мышления, общественных отношений;

- идея необходимости обоснования рационального мировоззрения, поскольку разум должен быть высшей инстанцией в решении любых проблем;

- вера в неограниченные возможности разума в преобразовании всех общественных отношений и жизни человека, в будущее «царство разума»;

- для самых широких слоев населения необходимо приобщение к культуре и знанию;

- свободомыслие и антидогматизм как необходимое условие развития человека;

- материализм в понимании природы и идеализм – общества;

- исторический оптимизм, т.е. вера в прогресс науки и общества (исключая Ж.-Ж.Руссо);

- концепция «естественного порядка» - социальные отношения должны быть приведены в соответствие с «естественной» неизменной природой человека;

- телеологизм - идея существования общих целей исторического развития всего человечества (Ф.Вольтер впервые использовал понятие «философия истории»);

- гедонистическая и утилитаристская этика;

- политический радикализм в отношении старого, «неразумного» общества.

Распространенными воззрениями на природу были механистический материализм, на ее познание - материалистический сенсуализм (Д.Дидро, Ж.Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций).

По вопросу о Боге выделялись сторонники деизма (Ф.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо) и атеизма, полностью отвергавшие идею креационизма всредневековой философии (Ж.Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро). В рамках деизма возникло две концепции религии:

- Ф.Вольтер: концепция «естественной (государственной) религии» – не религиозная, а философская (рациональная) вера в Бога необходима: религия нужна для контроля над народными массами, сохранения порядка в обществе и поддержания общественной нравственности;

- Ж.-Ж.Руссо: концепция «гражданской религии» – религия должна усиливать авторитет морально-правовых норм в разумно организованном обществе, атеисты – «плохие граждане».

По социально-политическим воззрениям выделялись сторонники республиканской формы правления (Ж.-Ж.Руссо), «просвещенного абсолютизма» (Ф.Вольтер, Ж.Ламетри, К.Гельвеций), конституционной монархии (Ш.Монтескье, Д.Дидро).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: