Основоположник Всемирного скаутинга Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл (БП). Родился 22 февраля 1857 г. в Лондоне (Великобритания). Он был шестым сыном и восьмым из десяти детей священника Баден-Пауэлла, профессора Оксфордского университета. Отец БП умер, когда мальчику исполнилось только три года, в силу этого обстоятельства семья вынуждена была жить скромно.
БП получил начальное образование благодаря своей матери, позже посещал школу Роуз-хилл, после чего продолжил учебу в школе Чартерхауз, находившейся сначала в Лондоне, а потом в сельской местности в Сюррее. Возможность быть среди природы оказала большое влияние на его жизнь.
БП всегда был полон страстного желания приобрести новые навыки: неплохо играл на пианино и скрипке; как актер-любитель много раз выступал в роли клоуна. Во время учебы в Чартерхаузе он заинтересовался разнообразными занятиями на природе и всевозможными поделками из дерева. В лесных зарослях вокруг школы БП, случалось, скрывался от своих учителей. Здесь он ловил диких кроликов и жарил их на костре. Будучи осторожным, он не позволял дыму выдать его местонахождение.
|
|
Не теряя времени даром, вместе со своими братьями он всегда искал приключений. Однажды на каникулах они совершили шлюпочный поход вдоль южного берега Англии. В другой раз они исследовали р. Темзу, пройдя до ее верховья на каноэ.
Такие путешествия были необычными для молодого поколения тех лет. Навыки, которые БП приобрел в юношеские годы, оказались весьма полезными в его будущей жизни.
БП не получал отличных отметок в школе, о чем свидетельствуют табели об окончании учебного года. Например, в одном из его табелей записано: «Математика — почти ничего не делал во время занятий», в другом: «Французский — мог бы иметь лучшие успехи, однако ленился и часто спал на уроках». Тем не менее БП успешно сдал вступительные экзамены в военное училище и стал вторым по результатам среди нескольких сотен учащихся. После окончания учебного курса юноша получил назначение для прохождения службы в 13-й Гусарский полк, где впоследствии ему было присвоено звание полковника.
В 1876 г. БП был направлен в Индию как молодой офицер — специалист по военной разведке, картографии и маскировке. Значительные успехи позволили ему вскоре вести полевые занятия с молодым пополнением. Методы БП оказались нетрадиционными для того времени: при его непосредственном участии создавались небольшие группы солдат или патрули, действовавшие под руководством одного командира и имевшие отлаженную систему специальных поощрений тех, кто хорошо выполнял свою задачу. Для большей эффективности БП награждал своих подчиненных нашивками с традиционным для тех времен рисунком стрелки компаса. Сегодняшняя Всемирная скаутская эмблема очень похожа на этот знак.
|
|
Позже БП проходил службу на Балканах, в Южной Африке и на Мальте, после чего вновь вернулся в Африку, где участвовал в обороне Мейфкинга во время его 217-дневной осады в начале англо-бурской войны. Во время длительной осады был создан небольшой отряд юношей, находившихся в крепости. Эти юноши были наблюдателями, посыльными, иногда с опасностью для жизни выполняли различные поручения. Их инициатива, находчивость, удовольствие, с которым они выполняли задания, по всей видимости, вдохновили БП на размышления о воспитании подрастающего поколения.
После успешной обороны Мейфкинга БП стал национальным героем. Вернувшись на родину, он открыл для себя, что маленький учебник, написанный им для солдат, — «Помощь в разведке», — стал весьма популярным и широко использовался молодежными лидерами и учителями по всей стране в работе с детьми. Однажды к нему обратился основатель детского движения «Бригады мальчиков» Уильям Смит с просьбой разработать лучшую, чем существовавшие в то время, систему воспитания мальчиков в духе достойных и полезных граждан своей страны.