Оптовые ярмарки и выставки, вне ярмарочная форма оптовой торговли

Внеярмарочная форма оптовых закупок целесообразна, если речь идет об общеизвестных товарах с постоянными характе­ристиками, простого ассортимента, о малых партиях закупок, а также о разовых закупках. В этом случае проводится коммерческая деятельность по поиску поставщика (переписка, теле­фонные переговоры), подготовительная работа по изучению и согласованию условий поставки. Таким образом, может быть закуплена часть продовольственных товаров (молоко, хлеб и хлебобулочные изделия, масло животное и т.п.), а также неко­торые общеизвестные непродовольственные товары (бензин, шифер, кирпич и т.п.). Информация об этих товарах дает воз­можность сформировать однозначное представление о них. Такая форма может быть использована и при закупке товаров сложного ассортимента, когда покупатель ведет поиск това­ров, которых недостаточно для удовлетворения спроса, нахо­дит их и заключает договор на основе свободного волеизъявле­ния сторон.

Внеярмарочная форма оптовых закупок нецелесообразна в том случае, если каждому субъекту (и продавцу, и покупателю) необходимо вести поиск партнера для установления хозяйствен­ных связей по большому количеству товаров и сложной ассорти­ментной структуре. В таких случаях оптовые закупки осущест­вляются через организаторов оптового оборота (на оптовых ярмарках, оптовых и мелкооптовых рынках, товарных биржах, через торговые дома, на торгах в форме конкурса или аукциона).

форма закупок. Она имеет ряд преимуществ: у покупателя появ ляется возможность ознакомиться с реальными образцами то­варов, предлагаемых поставщиками, просмотреть демонстра­цию моделей, модификаций, проверить их в действии, полу­чить нужную коммерческую информацию и консультацию. Кроме этого, ускоряются сроки заключения договоров, опера­тивно рассматриваются заказы покупателя на поставку това­ров, находится взаимовыгодное решение, разрабатывается и подписывается спецификация к договору, без которой он счи­тается недействительным, т.е. заказ покупателя, скорректиро­ванный с учетом возможностей поставщика и подписанный обеими сторонами, превращается в документ, имеющий юри­дическую силу,—спецификацию к договору. Преимущества яр­марочной формы определяются и тем, что значительно упро­щается процесс разрешения разногласий между продавцом и покупателем.

При ярмарочной форме оптовых закупок укрепляются лич­ные контакты между покупателями и поставщиками, оператив­но доходит до изготовителя информация о конъюнктуре рын­ка, усиливается воздействие покупателя на поставщика по воп­росам выпуска конкурентоспособного ассортимента, появляет­ся возможность более гибкого и своевременного реагирования на изменение спроса покупателей.

Координацию выставочно-ярмарочной деятельности осу­ществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Нор­мативным документом, регулирующим эту работу, является Положение о порядке организации выставок и ярмарок, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 890 от 22 июля 2004 г.

Рассмотрим основные понятия, используемые в этом Поло­жении.

Выставка — это мероприятие, предназначенное для де­монстрации посетителям образцов товаров, возможности вы­полнения работ, оказания услуг в целях рекламы данных това­ров, 2耀бот, услуг их производителей (продавцов), проводимое определенное и ограниченное время в специально обозначен­ном месте.

Оптовая ярмарка — это самостоятельное мероприятие, до­ступное для всех товаропроизводителей, оптовых продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на уста­новленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования хозяйственных связей. Информация о та­ких ярмарках заранее доводится в публичном порядке до участ­ников. Они могут проводиться с демонстрацией товаров и (или) без нее (по описаниям, каталогам, прайс-листам, слай­дам, видеороликам и т.п.).

Оптовые ярмарки классифицируются по ряду признаков.

По продолжительности работы они могут быть: не ограниченные календарными сроками и проводимые в определенное и ограниченное время.

Не ограниченные календарными сроками ярмарки призваны в условиях свободного выхода хозяйствующих субъектов на ры­нок помочь им быстрее найти друг друга, ознакомиться с пред­лагаемым ассортиментом, условиями поставки. При этом воз­никает возможность зондирования рынка, апробирования то­варов-новинок, проведения пробных продаж небольшими пар­тиями, чтобы изготовители могли переориентировать свое производство на выпуск товаров, пользующихся спросом. Как пра­вило, ассортимент таких ярмарок имеет универсальный харак­тер. Их участниками могут быть организации области незави­симо от их ведомственной принадлежности, формы собствен­ности. Функционирование ярмарок, не ограниченных кален­дарными сроками, — важное условие для активизации и разви­тия свободных закупок.

Ярмарки, проводимые в определенное и ограниченное время, поз­воляют свести в одном месте продавцов и покупателей опреде­ленной группы товаров для их закупки на очередной хозяйствен­ный год. Здесь должны в обобщенном виде столкнуться интере­сы торговли и промышленности, имеется возможность предпри­ятиям-изготовителям заранее ознакомиться с требованиями рынка и учесть их при формировании своих производственных программ как по объему, так и по номенклатуре. Такие ярмарки могут проводиться с различной периодичностью (один или два раза в год, по сезонам, по мере необходимости). В качестве при­мера можно выделил» ярмарки по продаже одежды, обуви, три­котажных товаров, мебели и по другим товарным группам на очередной плановый год. Они специализируются по товарам ка­кой-либо отрасли или товарной группы, ее части.

В настоящее время активизируется внешнеторговая ком­мерческая деятельность, достаточно часто проводятся между­народные оптовые ярмарки: иностранные выставки, междуна­родные выставки (ярмарки), национальные выставки (экспо­зиции) Республики Беларусь за рубежом, региональные выстав­ки (ярмарки).

По ассортиментному признаку ярмарки подраз­деляются на универсальные, специализированные и отраслевые.

Министерство торговли Республики Беларусь на основании предложений республиканских, областных исполнительных органов управления, государственных организаций, Торгово-промышленной палаты формирует календарь проведения вы­ставок, ярмарок, экспозиций на очередной год и доводит его до всех заинтересованных субъектов. Выставочно-ярмарочная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики, повышения конкурентоспособности товаров на рынке, формирования экспортного потенциала. На выставках демонстрируются достижения в области совершенствования продукции, услуг, технологий. Они являются важным источни­ком информации о состоянии и перспективах развития товар­ных рынков.

Выставочно-ярмарочная деятельность в Республике Бела­русь как рыночная форма контактов субъектов коммерческих взаимоотношений интенсивно развивается с начала 1990-х гг. В настоящее время достаточно часто проводятся выставки-яр­марки практически по всем секторам экономики и потреби­тельского рынка Республики Беларусь (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, химия, телеком­муникации, банковские технологии, медицина, образование, реклама, полиграфия, туризм, товары массового спроса и др.). Организаторы выставок, независимо от форм собственности, работают в тесном контакте с заинтересованными министер­ствами и ведомствами, а также с региональными администра­циями, чтобы максимально учесть их интересы при формиро­вании разделов экспозиции и приглашении участников выстав­ки. Выставочно-ярмарочная деятельность превращается в само­стоятельный сектор белорусской экономики. ^Существенную роль в продвижении белорусских товаров на зарубежные рынки и формировании положительного имиджа нашей страны играют национальные выставки Республики Бе­ларусь за рубежом и национальные разделы на иностранных выставках.

Финансирование организации и проведение выставок осу­ществляется за счет участников (экспонентов), которые опла­чивают предоставляемые им организаторами выставочные услуги. Цены дифференцированы для различных категорий участников. Белорусские участники имеют существенные льго­ты по сравнению с иностранными. Научным, учебным, бюд­жетным организациям может быть предоставлено право участ­вовать в выставках бесплатно.

Важное место в организации выставочно-ярмарочной де­ятельности принадлежит таким специализированным компа­ниям, как НВЦ «БелЭкспо», ЗАО «Техника и коммуникации», ЗАО «МинскЭкспо», ВО «Экспофорум», ЗАО «Центр XXI», ко­торые занимаются организацией национальных и международ­ных специализированных выставок и ярмарок.

Кроме вышеназванных субъектов эту работу проводят Бело­русская торгово-промышленная палата, концерн «Белресурсы». Они стремятся организовать ее в регионах, наладить работу постоянно действующих выставок, что обеспечивает оператив­ное ознакомление с наличием товарного предложения в регио­нах и дает возможность заключения договоров.

Руководство ярмаркой осуществляет ярмарочный комитет, оперативные функции выполняют дирекция ярмарки, группа (бюро) по учету договоров и арбитражная комиссия. В 10-днев- ный срок после завершения выставки (ярмарки) отчет о ее ре­зультатах представляется в Министерство торговли Республики Беларусь, которое отчитывается перед Советом Министров Республики Беларусь о выполнении плана национальных вы­ставок (экспозиций) за рубежом по итогам года.

Оптовые и мелкооптовые рынки как организаторы оптово­го оборота расширяют возможность закупки товаров мелкими партиями. Они приобретают товары от различных поставщи­ков для их последующей продажи, оказывают активную под­держку малому и среднему бизнесу, обеспечивают более тес­ную интеграцию с поставщиками и покупателями товаров. Для активизации малого и среднего бизнеса, усиления его роли в продаже товаров отечественного товаропроизводителя разви­тие оптовых и мелкооптовых рынков является актуальной зада­чей. Они могут выполнить роль связующего звена между бизне­сом и отечественным товаропроизводителем, оказать помощь в снижении товарных запасов и помочь в решении проблемы сбыта товаров отечественных товаропроизводителей.

Оптовый и мелкооптовый рынки представляют собой место купли-продажи конкурентоспособного товара (например, сель­скохозяйственной продукции, продовольствия и др.). В отли­чие от таких форм оптовой торговли, как ярмарки и товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки располагают собствен­ным складским хозяйством.

Эта организационная форма сотрудничества нескольких са­мостоятельных с правовой и хозяйственной точек зрения про­изводственных и торговых организаций, основанная на добро­вольных началах, выгодна всем ее участникам.

Целесообразность их создания определяется тем, что появ­ляется возможность координировать деятельность поставщи­ков и оптовых покупателей, эффективнее управлять ею, гибко реагировать на рыночные изменения, совместно организовы­вать мероприятия по стимулированию сбыта товаров.

В условиях усиления конкуренции взаимовыгодное сотруд­ничество всех участников оптового рынка может расцениваться как способ обеспечить каждому из них прочное положение на рынке. Такая форма организации оптовой торговли может рассматриваться как целесообразная и для системы потреби­тельской кооперации, а также как одно из направлений выхода кооперативного опта из кризиса.

Разновидностью оптового рынка являются мелкооптовые магазины-склады «кэш эцд кэрри» («плати и уноси»), предназна­ченные для обслуживания мелких покупателей, владельцев мелких магазинов, ларьков, киосков, палаток. Эти магазины- склады торгуют со скидкой, предлагают более ограниченный ассортимент товаров и меньше услуг покупателям за более низ­кую цену. В Республике Беларусь действует законодательство, делающее возможным ведение экспериментальных операций типа «кэш эцд кэрри». В настоящее время принимаются меры, в том числе и на законодательном уровне, по активизации такой формы торговли при работе с товарами отечественных товаропроизводителей, чтобы предоставить представителям малого бизнеса возможность закупать эти товары для последу­ющей их продажи. Примером может служить ОАО «Минский оптовый рынок», предоставивший свои складские площади для отечественных товаропроизводителей. Первым на предостав­ленных площадях свой магазин-склад открыло Министерство легкой промышленности. Широкое использование такой воз­можности будет способствовать активизации продаж и сниже­нию товарных запасов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: