Внеярмарочная форма оптовых закупок целесообразна, если речь идет об общеизвестных товарах с постоянными характеристиками, простого ассортимента, о малых партиях закупок, а также о разовых закупках. В этом случае проводится коммерческая деятельность по поиску поставщика (переписка, телефонные переговоры), подготовительная работа по изучению и согласованию условий поставки. Таким образом, может быть закуплена часть продовольственных товаров (молоко, хлеб и хлебобулочные изделия, масло животное и т.п.), а также некоторые общеизвестные непродовольственные товары (бензин, шифер, кирпич и т.п.). Информация об этих товарах дает возможность сформировать однозначное представление о них. Такая форма может быть использована и при закупке товаров сложного ассортимента, когда покупатель ведет поиск товаров, которых недостаточно для удовлетворения спроса, находит их и заключает договор на основе свободного волеизъявления сторон.
Внеярмарочная форма оптовых закупок нецелесообразна в том случае, если каждому субъекту (и продавцу, и покупателю) необходимо вести поиск партнера для установления хозяйственных связей по большому количеству товаров и сложной ассортиментной структуре. В таких случаях оптовые закупки осуществляются через организаторов оптового оборота (на оптовых ярмарках, оптовых и мелкооптовых рынках, товарных биржах, через торговые дома, на торгах в форме конкурса или аукциона).
форма закупок. Она имеет ряд преимуществ: у покупателя появ ляется возможность ознакомиться с реальными образцами товаров, предлагаемых поставщиками, просмотреть демонстрацию моделей, модификаций, проверить их в действии, получить нужную коммерческую информацию и консультацию. Кроме этого, ускоряются сроки заключения договоров, оперативно рассматриваются заказы покупателя на поставку товаров, находится взаимовыгодное решение, разрабатывается и подписывается спецификация к договору, без которой он считается недействительным, т.е. заказ покупателя, скорректированный с учетом возможностей поставщика и подписанный обеими сторонами, превращается в документ, имеющий юридическую силу,—спецификацию к договору. Преимущества ярмарочной формы определяются и тем, что значительно упрощается процесс разрешения разногласий между продавцом и покупателем.
При ярмарочной форме оптовых закупок укрепляются личные контакты между покупателями и поставщиками, оперативно доходит до изготовителя информация о конъюнктуре рынка, усиливается воздействие покупателя на поставщика по вопросам выпуска конкурентоспособного ассортимента, появляется возможность более гибкого и своевременного реагирования на изменение спроса покупателей.
Координацию выставочно-ярмарочной деятельности осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Нормативным документом, регулирующим эту работу, является Положение о порядке организации выставок и ярмарок, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 890 от 22 июля 2004 г.
Рассмотрим основные понятия, используемые в этом Положении.
Выставка — это мероприятие, предназначенное для демонстрации посетителям образцов товаров, возможности выполнения работ, оказания услуг в целях рекламы данных товаров, 2耀бот, услуг их производителей (продавцов), проводимое определенное и ограниченное время в специально обозначенном месте.
Оптовая ярмарка — это самостоятельное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей, оптовых продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования хозяйственных связей. Информация о таких ярмарках заранее доводится в публичном порядке до участников. Они могут проводиться с демонстрацией товаров и (или) без нее (по описаниям, каталогам, прайс-листам, слайдам, видеороликам и т.п.).
Оптовые ярмарки классифицируются по ряду признаков.
По продолжительности работы они могут быть: не ограниченные календарными сроками и проводимые в определенное и ограниченное время.
Не ограниченные календарными сроками ярмарки призваны в условиях свободного выхода хозяйствующих субъектов на рынок помочь им быстрее найти друг друга, ознакомиться с предлагаемым ассортиментом, условиями поставки. При этом возникает возможность зондирования рынка, апробирования товаров-новинок, проведения пробных продаж небольшими партиями, чтобы изготовители могли переориентировать свое производство на выпуск товаров, пользующихся спросом. Как правило, ассортимент таких ярмарок имеет универсальный характер. Их участниками могут быть организации области независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности. Функционирование ярмарок, не ограниченных календарными сроками, — важное условие для активизации и развития свободных закупок.
Ярмарки, проводимые в определенное и ограниченное время, позволяют свести в одном месте продавцов и покупателей определенной группы товаров для их закупки на очередной хозяйственный год. Здесь должны в обобщенном виде столкнуться интересы торговли и промышленности, имеется возможность предприятиям-изготовителям заранее ознакомиться с требованиями рынка и учесть их при формировании своих производственных программ как по объему, так и по номенклатуре. Такие ярмарки могут проводиться с различной периодичностью (один или два раза в год, по сезонам, по мере необходимости). В качестве примера можно выделил» ярмарки по продаже одежды, обуви, трикотажных товаров, мебели и по другим товарным группам на очередной плановый год. Они специализируются по товарам какой-либо отрасли или товарной группы, ее части.
В настоящее время активизируется внешнеторговая коммерческая деятельность, достаточно часто проводятся международные оптовые ярмарки: иностранные выставки, международные выставки (ярмарки), национальные выставки (экспозиции) Республики Беларусь за рубежом, региональные выставки (ярмарки).
По ассортиментному признаку ярмарки подразделяются на универсальные, специализированные и отраслевые.
Министерство торговли Республики Беларусь на основании предложений республиканских, областных исполнительных органов управления, государственных организаций, Торгово-промышленной палаты формирует календарь проведения выставок, ярмарок, экспозиций на очередной год и доводит его до всех заинтересованных субъектов. Выставочно-ярмарочная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики, повышения конкурентоспособности товаров на рынке, формирования экспортного потенциала. На выставках демонстрируются достижения в области совершенствования продукции, услуг, технологий. Они являются важным источником информации о состоянии и перспективах развития товарных рынков.
Выставочно-ярмарочная деятельность в Республике Беларусь как рыночная форма контактов субъектов коммерческих взаимоотношений интенсивно развивается с начала 1990-х гг. В настоящее время достаточно часто проводятся выставки-ярмарки практически по всем секторам экономики и потребительского рынка Республики Беларусь (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, химия, телекоммуникации, банковские технологии, медицина, образование, реклама, полиграфия, туризм, товары массового спроса и др.). Организаторы выставок, независимо от форм собственности, работают в тесном контакте с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также с региональными администрациями, чтобы максимально учесть их интересы при формировании разделов экспозиции и приглашении участников выставки. Выставочно-ярмарочная деятельность превращается в самостоятельный сектор белорусской экономики. ^Существенную роль в продвижении белорусских товаров на зарубежные рынки и формировании положительного имиджа нашей страны играют национальные выставки Республики Беларусь за рубежом и национальные разделы на иностранных выставках.
Финансирование организации и проведение выставок осуществляется за счет участников (экспонентов), которые оплачивают предоставляемые им организаторами выставочные услуги. Цены дифференцированы для различных категорий участников. Белорусские участники имеют существенные льготы по сравнению с иностранными. Научным, учебным, бюджетным организациям может быть предоставлено право участвовать в выставках бесплатно.
Важное место в организации выставочно-ярмарочной деятельности принадлежит таким специализированным компаниям, как НВЦ «БелЭкспо», ЗАО «Техника и коммуникации», ЗАО «МинскЭкспо», ВО «Экспофорум», ЗАО «Центр XXI», которые занимаются организацией национальных и международных специализированных выставок и ярмарок.
Кроме вышеназванных субъектов эту работу проводят Белорусская торгово-промышленная палата, концерн «Белресурсы». Они стремятся организовать ее в регионах, наладить работу постоянно действующих выставок, что обеспечивает оперативное ознакомление с наличием товарного предложения в регионах и дает возможность заключения договоров.
Руководство ярмаркой осуществляет ярмарочный комитет, оперативные функции выполняют дирекция ярмарки, группа (бюро) по учету договоров и арбитражная комиссия. В 10-днев- ный срок после завершения выставки (ярмарки) отчет о ее результатах представляется в Министерство торговли Республики Беларусь, которое отчитывается перед Советом Министров Республики Беларусь о выполнении плана национальных выставок (экспозиций) за рубежом по итогам года.
Оптовые и мелкооптовые рынки как организаторы оптового оборота расширяют возможность закупки товаров мелкими партиями. Они приобретают товары от различных поставщиков для их последующей продажи, оказывают активную поддержку малому и среднему бизнесу, обеспечивают более тесную интеграцию с поставщиками и покупателями товаров. Для активизации малого и среднего бизнеса, усиления его роли в продаже товаров отечественного товаропроизводителя развитие оптовых и мелкооптовых рынков является актуальной задачей. Они могут выполнить роль связующего звена между бизнесом и отечественным товаропроизводителем, оказать помощь в снижении товарных запасов и помочь в решении проблемы сбыта товаров отечественных товаропроизводителей.
Оптовый и мелкооптовый рынки представляют собой место купли-продажи конкурентоспособного товара (например, сельскохозяйственной продукции, продовольствия и др.). В отличие от таких форм оптовой торговли, как ярмарки и товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки располагают собственным складским хозяйством.
Эта организационная форма сотрудничества нескольких самостоятельных с правовой и хозяйственной точек зрения производственных и торговых организаций, основанная на добровольных началах, выгодна всем ее участникам.
Целесообразность их создания определяется тем, что появляется возможность координировать деятельность поставщиков и оптовых покупателей, эффективнее управлять ею, гибко реагировать на рыночные изменения, совместно организовывать мероприятия по стимулированию сбыта товаров.
В условиях усиления конкуренции взаимовыгодное сотрудничество всех участников оптового рынка может расцениваться как способ обеспечить каждому из них прочное положение на рынке. Такая форма организации оптовой торговли может рассматриваться как целесообразная и для системы потребительской кооперации, а также как одно из направлений выхода кооперативного опта из кризиса.
Разновидностью оптового рынка являются мелкооптовые магазины-склады «кэш эцд кэрри» («плати и уноси»), предназначенные для обслуживания мелких покупателей, владельцев мелких магазинов, ларьков, киосков, палаток. Эти магазины- склады торгуют со скидкой, предлагают более ограниченный ассортимент товаров и меньше услуг покупателям за более низкую цену. В Республике Беларусь действует законодательство, делающее возможным ведение экспериментальных операций типа «кэш эцд кэрри». В настоящее время принимаются меры, в том числе и на законодательном уровне, по активизации такой формы торговли при работе с товарами отечественных товаропроизводителей, чтобы предоставить представителям малого бизнеса возможность закупать эти товары для последующей их продажи. Примером может служить ОАО «Минский оптовый рынок», предоставивший свои складские площади для отечественных товаропроизводителей. Первым на предоставленных площадях свой магазин-склад открыло Министерство легкой промышленности. Широкое использование такой возможности будет способствовать активизации продаж и снижению товарных запасов.