Материалы к экзамену
Понятие менеджмента. История возникновения и развития
Менеджмент как наука возник в конце 19в., когда появились рыночные отношения(капитализм), появились первые школы в Америке, потом в Европе. В России стал развиваться в 90-е годы 20 века.
Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции.
Субъект менеджмента – менеджер - наемный руководитель, организующий конкретную работу с помощью современных методов. Объект менеджмента – организация, учреждение, предприятие, коллектив учреждения.
Цели менеджмента:
--- получение (увеличение) прибыли;
--- повышение эффективности хозяйствования;
--- удовлетворение потребностей рынка;
--- решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
--- организация производства конкурентоспособных товаров;
--- совершенствование производственного процесса;
--- внедрение новейших наукоемких технологий;
|
|
--- повышение качества продукции;
--- снижение затрат на производство.
Основные функции менеджмента — планирование, организация, мотивация, контроль и координация.
Виды менеджеров по уровням и функциям.
Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.
В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера.
Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:
--- высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;
--- среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов.
--- низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, кружков.
Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности учреждения, фирмы, ее цели и задачи. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80% рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками ресурсов и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства товаров или услуг своей организации. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т.е. менеджеров среднего и низшего уровней.
|
|
Таким образом, если высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики и стратегии предприятия, то на среднее управленческое звено(уровень) ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений менеджеров высшего уровня, в том числе:
разработку систем производства и сбыта продукции учреждения культуры;
организацию взаимодействия функциональных подразделений организации;
своевременное обеспечение высшего руководства необходимой информацией;
координирование и управление работой руководителей низшего уровня.
Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способность быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие методы и средства ее решения.
В свою очередь, особенностью работы менеджеров низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала. Можно отметить следующие основные функции, которые выполняются руководителями низшего уровня управления: планирование деятельности подчиненных; организация процесса производства продукта или услуги; мотивация труда персонала; контроль за рациональным расходованием ресурсов; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности своего подотдела, кружка.
Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной позицией является sales manager — менеджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами — это regional manager, если за распространение какой-то группы товаров — product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара — brand manager; если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, — это project manager.
Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы принести максимальную прибыль фирме. В свою очередь компании должны поддерживать своих менеджеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способствовать дальнейшим успехам.
Черты и требования к менеджеру:
Профессиональные качества менеджера:
-знание содержания своей работы,
-опыт,
- знания в области менеджмента, экономики, организации производства продукции или услуг, финансах, управлении персоналом
-умение правильно анализировать ситуацию и принимать своевременные решения,
-брать на себя ответственность за принятие решений и их исполнение,
-хорошо понимать цели учреждения культуры,
-умение видеть и решать проблемы
- умение руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива
- умение побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного;
- умение находить выход из конфликтных ситуаций; быть предельно объективным независимо от своих симпатий.
---предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);
---новаторство, изобретательность и др.
Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности и т.д.
Личностные качества менеджера:
- уверенность, порядочность, честность, справедливость по отношению к подчиненным,
- объективность и уважение к окружающим,
- энергичность, жизнестойкость,
- эмоциональное здоровье, чтобы выдерживать перегрузки и стрессы
|
|
- целеустремленность, повышенная работоспособность,
- дисциплина и контроль над собой,
- коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убеждать в своей правоте
- и др.