Методы проектирования организационных структур. Существует четыре метода проектирования организационных структур

--- Это метод аналогии, экспертный метод, метод структуризации целей и метод организационного моделирования. Рассмотрим их более подробно.

Метод аналогии состоит в выработке на основе анализа передового опыта типовых структур управления для предприятий, функционирующих в сходных условиях.

--- Экспертный метод заключается в том, что изучается организация, выявляются и осмысливаются ее наиболее существенные специфические особенности, «узкие места» в работе аппарата и вырабатываются рекомендации исходя как из мнений экспертов, так и обобщения и осмысления наиболее передовых тенденций в области организации управления.

--- Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. Таким образом, структура строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным (частично количественным) анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования.

---- Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации, чтобы на основе четко сформулированных критериев оценить степень рациональности организационных решений. При этом формальное описание организации становится ее моделью в том случае, если с его помощью можно оценить различные варианты построения организационной структуры управления и ее отдельных блоков.

С точки зрения качества и эффективности управления выделяют следующие основные типы структур управления предприятием:

---иерархический тип, к которому относятся линейная организационная структура, функциональная структура, линейно-функциональная структура управления, штабная структура, линейно-штабная организационная структура, дивизиональная структура управления;

--- органический тип, включающий бригадную, или кросс-функциональную структуру управления; проектную структуру управления; матричную, или программно-целевую структуру управления.

Рассмотрим их более подробно.

Иерархический тип структур управления. На современных предприятиях наиболее распространена иерархическая структура управления. Такие структуры управления были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными Ф.Тейлором в начале XX в. Немецкий социолог М.Вебер, разработав концепцию рациональной бюрократии, дал наиболее полную формулировку шести принципов.

1. Принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим уровнем и подчиняется ему.

2. Вытекающий из предыдущего принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии.

3. Принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям.

4. Принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

5. Принцип, вытекающий из предыдущего — обезличенности выполнения работниками своих функций.

6. Принцип квалифицированного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры.

В структуре управления различными организациями, учреждениями много общего. Это дает возможность менеджеру в определенных пределах использовать так называемые типовые структуры. Необходимым условием при этом должен быть учет специфики работы того или иного учреждения, организации, для которого разрабатывается вариант организационной системы управления.

Органический тип структур управления. Органические структуры управления стали развиваться с конца 70-х гг. XX в. Еще такие структуры называются адаптивными, так как способны быстро реагировать на изменения рынка. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, быстро приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур такого типа являются матричные (программно-целевые), проектные и бригадные формы структур.

Годовой план учреждения культуры и его структура

Структура плана:

Титульный лист(утверждаю, согласовано вверху)

Введение:основные цели и задачи, приоритетные направления деятельности УК на предстоящий год

– 1. Культурно-массовая и досуговая деятельность – мероприятия для смешанной аудитории

- 2. Развитие самодеятельного народного, художественного и тех. Творчества – работа коллективов (участие в фестивалях, получение звания,отчетный концерт)

- 3. ККД с детьми и подростками

- 4. ККД с молодежью

- 5. Укрепление мат.-тех. Базы и адм.-хоз. Деятельность.

Структура записи в годовом плане: 1) Номер по порядку. 2) название раздела и мероприятия. 3) Сроки. 4) Аудитория. 5) Место. 6) Исполнители и соисполнители. 7) Качественный показатель.

(Также см. сам годовой план с целью его более подробного описания при ответе на экзам.вопрос.)

Управление и руководство отраслью к и и. Основные ф-ции МинКульта.

Под отраслью «культура и искусство» понимается совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих общие целевые функции по удовлетворению потребностей населения, объединенных системой технологических связей и операций, регулируемых отраслевым органом управления.

Сущность управления отраслью «культура» заключается в целенаправленном воздействии руководящих органов на работу организаций отрасли с целью видоизменения и совершенствования их деятельности и решения поставленных перед ними задач.

Задачи управления состоят в том, чтобы упорядочить процессы формирования и функционирования культурной среды, организовать совместные действия людей, достичь согласованности их действий в выполнении и решении поставленных задач.

Управление и руководство отраслью и учреждениями культуры мы рассматриваем как общее (государственное управление отраслью), так и частное (самостоятельное - учреждением культуры).

Федеральный уровень: управление горизонтальное - Мин культ РФ (возглавляет отрасль; функции:организационная,методическая, координирующая и регулирующая, информирующая, контролирующая); подчиняются У к и И федерального значения, финансируются из фед. бюджета.

Деятельность:

1. Разрабатывают основы гос. Культ. Политики

2. Разрабатывают программы, перспективные планы и прогнозы

3. Разрабатываю соц. нормы и нормативы, стандарты деятельности

4. Осуществляют междунар. Культ. Сотрудничество и обмен

5. Реализация кадровой политики

6. Методическое обеспечение деятельности организации отрасли

7. Регулирование отношений собственности между подведомственными организациями и местными органами власти.

Уровень управления субъектов федераций: Министерство и комитет по культуре Правительств и администрации краев и областей; в подчинении учреждения культуры и иск-ва подчиняющиеся субъектам.

Деятельность:

Функции как и у министерства культуры.

Уровень органов муниципального значения:

2 уровня:

А) сельские поселения(управляются администрацией муниципального образования, на территории кот. находятся эти учреждения, финансируются из бюджета адм. МО;

Б) городское поселение: управляются комитетом или отделом по культуре

Федеральные региональные и местные органы управления сферой культуры входят в состав Правительства Российской Федерации, правительств и администраций субъектов федерации, муниципальных мэрий, администраций городов, районов и т.п.

На функционирование отрасли «культура» существенное влияние оказывают различные общественные организации, объединения, ассоциации, союзы, общества. К их числу относятся, например, Союз театральных деятелей, Союз кинематографистов, Ассоциация работников культуры и другие. Они не принимают непосредственного участия в процессе управления отраслью, но наряду с защитой интересов своих членов, активно участвуют в разработке отраслевой нормативной базы, защищают интересы отрасли в органах исполнительной и представительной власти, участвуют в разработке долгосрочных программ развития отрасли, осуществляют гласный общественный контроль за деятельностью организаций и учреждений отрасли.

Всякое управления имеет свои особенности, которые обусловлены субъектами и объектами управления, характером учреждения, местоположением (город, деревня, район) и другими факторами.

Основные задачи и функции Министерства культуры РФ.

Основными задачами Министерства культуры являются:

v реализация на территории Российской Федерации государственной политики в сфере культуры и искусства, охраны и использования памятников истории и культуры;

v практическое осуществление культурного строительства на территории Российской Федерации;

v разработка предложений по законодательным инициативам;

v создание информационного банка данных по отрасли;

v осуществление международных культурных связей и др.

Основными функциями Министерства культуры являются:

v организационные функции:

· реализация законодательства в области охраны и оплаты труда, социальной защиты работников культуры;

· разработка и реализация федеральных программ по сохранению и развитию культуры и искусства, их финансового и материально-технического обеспечения;

· подготовка, переподготовка, и повышение квалификации работников отрасли; и другие.

v контрольно-ревизионные функции:

· контроль за Конституционным правом граждан РФ на участие в культурной жизни, доступностью учреждений культуры и искусства, других прав и свобод человека в сфере культуры, право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов, культурно-национальной автономии;

· контроль за сохранностью и использованием культурного достояния, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий;

· контроль за исполнением федеральных программ сохранения и развития культуры;

· контроль за использованием государственных финансовых средств и др.

v информационные функции:

· сбор, обработка и использование различной информации для ведения статистического учета, принятия управленческих решений и научно-технического обеспечения, доведения информации до исполнителей и др.

v координирующие функции:

· координация деятельности меду министерствами, комитетами по культуре и ведомствами регионов и территорий и др.

v функция прогнозирования и планирования культурной деятельности на территории Российской Федерации.

v функция подготовки кадров и повышения квалификации работников культуры.

эта функция осуществляется через высшие и средние профессиональные учебные заведения культуры и искусства.

v Функция методического руководства и обеспечения

эта функция осуществляется через научно- исследовательские институты культуры, научно-методические центры и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: