Поддержание здоровья студентов средствами физической культуры

Состояние здоровья студенческой молодёжи ухудшается с каждым годом, что в свою очередь ведёт к увеличению количества студентов, занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе.

Более 50% юношей и девушек после окончания школы имеют по два-три хронических заболевания. Среди студентов петербургских вузов заболевания опорно-двигательного аппарата встречаются в 42,5%.

По данным Научного центра здоровья детей, до 60% детей школьного возраста в нашей стране испытывают гипокинезию.

Дефицит движений порой составляет до 50–60% гигиенической нормы.

Отсутствие достаточной двигательной активности способствует развитию предпатологического дезадаптационного состояния.

Характерными его признаками являются снижение иммунной резистентности, быстрая утомляемость при выполнении физических нагрузок, низкие функциональные возможности организма, отставание в развитии двигательных качеств, задержка физического развития и его дисгармоничность за счет избытка массы тела.

Специалисты Комитета по здравоохранению СПб отмечают, что отмечается снижение первой группы здоровья (до 6,9 %), за счет увеличения второй (62,8 %) и третьей групп (29,7%) здоровья среди юношей и девушек 17–18 лет.

Исследования показали, что слишком часто плохое состояние здоровья напрямую связано с недостатком двигательной активности.

Понимание этого факта в сочетании с желанием расширить свои познания в области заботы о здоровье заставляют людей менять образ жизни.

Единственным способом предотвращения болезней, вызванных гипокинезией, является усиление активности — не на месяц или год, а на всю оставшуюся жизнь.

Очень часто человек совершенно не контролирует обыденные нагрузки в движениях и в итоге создаёт перегрузки каких-либо отделов опорно-двигательного аппарата, чаще всего позвоночника. Далее создаётся неравномерная нагрузка на мышцы и связки, а там — нарушается кровообращение и функция кровеносных сосудов и нервов, и вот уже явная и тяжелая дисфункция как позвоночника, так и ряда других компонентов опоры и движения, а также внутренних органов.

Современные молодые люди в примерно 90 % случаев имеют сглаженные физиологические изгибы позвоночника, а в 10 %, наоборот, чрезмерно увеличенные изгибы.

Сглаженность или увеличение физиологических изгибов — это уже 1-я стадия остеохондроза позвоночника.

Основной принцип профилактики поражений опорно-двигательного аппарата — хранить естественные изгибы позвоночника в период учёбы, работы, отдыха и во время сна.

Все, кому приходится долго сидеть в одной и той же позе (студент, преподаватель), должны сохранять при этом естественную кривизну позвоночника.

Важно дать правильную позицию позвоночнику в области поясничного отдела его.

Студенты при нынешних условиях обучения высиживают на занятиях по шесть — восемь академических часов.

Перерывы при таком уплотненном графике расписаний занятий в лучшем случае составляют 15 – 20 минут. При таком расписании проблематично сделать полноценную разминку и активизировать все группы мышц.

Бичом всех образовательных учреждений, за небольшим исключением, является гипоксия.

Сплошь и рядом не работают вентиляционные системы, предусмотренные проектами, как бы и заложенными при строительстве зданий.

Но лишь незначительное количество аудиторных зданий могут по оснащённости вентиляционными приспособлениями соответствовать гигиеническим требованиям.

Сочетание нарушений двигательной активности, патологической нагрузки на позвоночник с гипоксией может привести к прогрессирующему развитию явлений остеохондроза. И после 4 – 5 лет обучения в таких условиях молодые люди могут получить начало довольно неприятного и прогрессирующего заболевания – остеохондроза позвоночника.

Абсолютно доказано, что одной из главных причин возникновения остеохондроза позвоночника является снижение двигательной активности, что понижает тонус мышечно-связочного аппарата спины.

Эти нарушения успешно могут быть устранены физическими упражнениями, которые способствуют и восстановлению упругости хрящей.

Дело в том, что хрящи межпозвоночных дисков выполняют роль амортизаторов и они не являются инертной тканью.

Это живая ткань, способная изменяться в зависимости от воздействия на неё различных факторов.

Так, в течение дня межпозвоночные диски уплощаются, что даёт снижение роста на 1–3 см, а во время ночного сна упругость и эластичность межпозвоночных дисков восстанавливается, и к утру человек как бы «подрастает».

Нерациональные физические нагрузки, образ жизни, нарушения питания и тканевого обмена за счёт заболеваний других органов и систем ускоряет разрушение хрящевой ткани дисков, и тогда возникает остеохондроз в любом возрасте, не являясь «привилегией старости».

Многонаправленность воздействий причинных факторов разрушения хрящей дисков требует таких же многонаправленных воздействий для восстановления хрящевой ткани.

В этом важную роль играют физические упражнения, которые растягивают межпозвоночные хрящи, улучшают их питание и снабжение кислородом, ускоряют выведение продуктов обмена веществ.

Поддержание и восстановление здоровья студентов, выработка у них насущной жизненно необходимой потребности в физической активности является основной задачей физического воспитания в вузе.

Нами разработан комплекс из 23 изометрических физических упражнений, позволяющий снять напряжение и активизировать те части тела, которые устают от долгого сидения в течение учебного дня. Эти упражнения можно выполнять во время кратковременных перерывов в учебных занятий сидя на стуле или стоя, не привлекая всеобщего внимания окружающих.

Применение разработанной оздоровительной технологии с использованием средств физической культуры в процессе учёбы в вузе способствует улучшению состояния здоровья студентов.

К. Ю. Беглецов

ст. преп. СПбГУКиТ

Е. А. Чаднова

ст. преп. СПбГУКиТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: