Целевая технология аэробного класса в учебном процессе технического вуза

Аэробный класс — структурный компонент целостного занятия по аэробике (аэробный класс, силовой класс, стретчинг), система сложнокоординированных двигательных действий, выполняемых под специально подобранную музыку в стиле «нон-стоп» в соответствии с закономерностями «аэробной» тренировки.

Значимость использования аэробного класса в учебном процессе технического вуза обусловлена непреходящей важностью данного компонента аэробики в укреплении физического и психического здоровья студенток, повышения общей и специальной работоспособности, психофизической надежности к будущей профессиональной деятельности.

В опытно-экспериментальной работе, проведенной во 2 семестре 2009-2010 учебного года, исследовалось воздействие целевой технологии аэробного класса на активизацию учебной деятельности студенток 1 курса экономического факультета СПГУВК.

Целевая технология аэробного класса — алгоритмизированный способ построения и реализации учебно-тренировочного процесса (УТП) на основе подготовки студенток к выполнению целевой композиции семестра, составляющей содержание промежуточного (семестрового) контроля учебного процесса.

Структурными компонентами целевой технологии выступали – концептуальные основы, цель, содержание, организация, технологические (дидактические и воспитательные) процессы, управление.

Ведущими принципами построения и реализации программно-целевой технологии УТП выступали: методологические принципы построения педагогических технологий (системности — целевой, содержательной, структурной и процессуальной целостности; диагностичности; оптимальности; интенсивности; воспроизводимости); специфические принципы оздоровительной и унифицированные принципы спортивной тренировки (направленности на достижение оптимальных физических кондиций, непрерывности, волнообразного повышения нагрузки, цикличности) [1], [2], [3].

В качестве диагностических параметров цели УТП семестра были выделены две группы показателей, отражающих наиболее существенные эффекты занятий аэробным классом — уровень специальной («аэробической») подготовленности и уровень общей выносливости. Критерием специальной подготовленности выступал результат выполнения «контрольного» алгоритма целевой композиции по 5-балльной шкале; критерием общей выносливости — результат выполнения «базового» норматива учебной программы вуза по «Физической культуре» — «Бег 2000 метров» («5» баллов — 10 мин.15 сек.; «4» — 10.50; «3» — 11 мин.15 сек.; «2» — 11 мин. 50 сек.; «1» — 12 мин. 15 сек.).

Содержание технологии составляли четыре композиции аэробного класса трех уровней координационной и кондиционной сложности, последовательно изучаемые на протяжении семестра в соответствии с закономерностями развития физической формы занимающихся.

Ведущим методом построения аэробных композиций выступал метод блоковой хореографии.Каждая композиция включала 4 блока по 32 счета. Основными методами освоения композиций выступали методы «прибавления», «бейс-технологии», «модификации», «контрольный».

Ведущими маркерами управления кондиционной нагрузкой выступали показатели работы в трех «зонах интенсивности» — низкой (ЧСС — 120–130/135 уд/мин.), средней (ЧСС — 130/135–150/155 уд/мин.) и высокой (ЧСС — 150/155–180/200 уд/мин) интенсивности. Основными методами кондиционной тренировки выступали методы переменного, повторного, интервального и контрольного упражнения.

Управленческий компонент технологии аэробного класса включал входной (исходный), оперативный (на каждом занятии), рубежный (по завершению мезоциклов) и итоговый (семестровый) контроль, анализ и оценку учебной деятельности студентов.

Структуру семестра составляли четыре мезоцикла (МЗЦ). Учебно-тренировочный процесс «Втягивающего» МЗЦ был направлен на подготовку организма к тренировочной работе. Программа МЗЦ являлась наименее сложной и соответствовала первому уровню координационной сложности и низкому уровню «внешних» критериев физической нагрузки. Общие параметры кондиционной нагрузки мезоцикла характеризовались малым объемом и низким уровнем интенсивности.

Целью «Базового» МЗЦ являлось создание функционального и координационного «фундамента» учебно-тренировочной работы. Программы данного мезоцикла имели второй уровень координации и средний уровень «внешних» критериев физической нагрузки. Общие параметры кондиционной нагрузки мезоцикла достигали большого объема на фоне среднего уровня интенсивности нагрузки.

Учебно-тренировочный процесс «Специального» МЗЦ был направлен на достижение пика тренировочной формы. Здесь осваивалась «целевая» композиция семестра, имевшая высокий уровень координации и «внешних» критериев физической нагрузки. Кондиционная нагрузка мезоцикла характеризовались средним объемом и высоким уровнем интенсивности.

Целью «Контрольного» МЗЦ являлось создание наиболее благоприятных условий для выполнения «целевой» композиции семестра.

Реализация технологии опиралась на психолого-педагогические основы личностно-ориентированного субъектно-деятельностного подхода.

1. Направленная работа по освоению студентами целевых, смысловых, содержательных, технологических и управленческих аспектов УТП (цикл микролекций на практических занятиях: «Физическая культура личности студента — как цель учебно-тренировочного процесса», «Психофизиология здоровья и здорового образа жизни»; «Технология построения аэробного класса»; «Технология освоения аэробного класса»; «Технология тренировки аэробного класса»; «Культура питания при занятиях аэробным классом»; «Профилактика вредных привычек средствами аэробного класса»; «Аэробный класс и здоровье будущей матери» и др.); инструктирование, сопроводительные пояснения, указания и команды, вербальные и невербальные оценки непосредственно по ходу УТП; подведение итогов занятия в заключительной части и др.).

2. Постановка студентов в позицию субъектов УТП (привлечение к совместной выработке целей, содержания, технологических процессов, критериев оценки целевой композиции; осуществление осознанной самостоятельной работы на УТЗ; проведение отдельных фрагментов аэробного класса; совместный анализ результатов учебной деятельности и личностного развития и др.).

3. Осуществление индивидуализации обучения на основе обеспечения адекватного темпа достижения перспективных целей и задач каждым занимающимся.

4. Стимулирование непосредственного интереса к занятиям аэробным классом (разнообразие, новизна, оригинальность упражнений и программ аэробного класса, методов освоения композиций).

5. Формирование атмосферы рабочей активности и эмоционального подъема (мажорный стиль ведения занятий; использование популярных мелодий; опора на эффекты эмоционального «заражения» от взаимосогласованной работы большого количества студентов (60–70 человек) и др.).

6. Создание ситуаций успеха (оперативное снижение уровня сложности текущего учебного материала; более детальная технология его освоения; авансированное поощрение и др.).

7. Создание атмосферы «комфортной» состязательности (организация УТП семестра и тестовых испытаний целевой композиции в форме подготовки и выступления на конкурсе «Мисс — аэробика 1 курса ФЭИФ СПГУВК»; формирование оптимального уровня эмоционального возбуждения и трезвой уверенности в собственных силах перед выступлением; стимулирующее «сопровождение» выполнения контрольной композиции; проявление позитивной эмоциональной реакции на результаты выступления и др.).

8. Повышение престижа учебного процесса по аэробике на факультете (учреждение комплекса призов в различных номинациях за процесс и результаты учебной работы в семестре в форме Памятных знаков факультета, дипломов, видео и фотоматериалов и др.; наглядность представления результатов учебно-тренировочной работы в форме стенных газет, фотостендов, Распоряжений по факультету) и др.

9. Работа по выявлению и ограничению числа факторов, препятствующих формированию учебной активности студентов (обеспечение единства требований со стороны преподавателей учебного потока, кафедры, деканата, кураторов учебных групп; индивидуальная работа со студентами; улучшение условий учебного процесса и др.).

Результаты:

Опытно-экспериментальная работа выявила позитивный рост показателей учебной деятельности студентов за период семестра.

Актуализировались социально значимые мотивы занятий аэробным классом: уровень мотивов интереса увеличился с 3.4 до 4.0 балла (рост отмечен у 50% студенток), мотивов долга и ответственности — с 3.4 до 3.8 балла (рост у 28 % студенток). Уровень мотива получения зачета снизился с 4.4 до 3.8 балла (снижение отмечено у 36 % студенток).

Изменился характер учебной деятельности студентов. Посещаемость учебных занятий составила 85 %. Уровень активности учебных действий студенток на занятиях увеличился с 3.4 до 4.2 балла, активность самоподготовки во внеучебное время (выполнение домашних заданий) - с 3.2 до 4.0 балла (19% студенток готовились к каждому занятию, 41 % — к большинству, 31 % — к половине, 9 % — к отдельным занятиям).

Выросли показатели физической подготовленности занимающихся. Итоговый уровень специальной («аэробической») подготовленности составил 4.1 балла, уровень общей выносливости по критерию бега на 2000 метров увеличился с 2.5 до 3.6 балла (улучшили исходные показатели 85 % студенток: 19 % показали результат «5» балла, 44 % — «4» балла, 19 % — «3» балла; 16 % — «2» балла; 3 % — «1» балл).

Анализ результатов свидетельствует, что среди отдельных категорий занимающихся наиболее высокие показатели выявлены у студенток, имевших более высокий уровень интереса к реализуемой технологии аэробного класса, а также исходно более высокий уровень развития ответственности за свое здоровье.

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.

2. Михеев В.И. Педагогические аспекты целевой технологии аэробного класса как фактора формирования социально значимой мотивации занятий физической культурой студентов 1 курса // Физическая культура студентов: Матер. 59-й Санкт-Петербургской науч.-практ. конф. по физич. воспитанию студ-ов вузов России. — СПб.: Олимп-СПб, 2010, сс. 55–58.

3. Теоретико-методические и технологические основы базовой аэробики в учебном процессе вуза: Учебное пособие / Люйк Л.В., Сахарнова Т.К., Михеев В.И., Пикар Т.М., Котельникова Г.М.; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2012.

Д. Г. Мораускайте

студентка ГУМиРФ им. адмирала С.О. Макарова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: