Одной из наиболее значимых проблем современности является проблема экологии. Среди основных экологических проблем, прежде всего, следует назвать загрязнение воды, почвы, атмосферы, вырубку лесов, нарушение озонового слоя, кислотные дожди и демографический взрыв.
Как показывает практика, бездумная деятельность человека, направленная на получение сиюминутных выгод, нарушение им экологии, словно бумерангом, поражает и его самого. На него мгновенно обрушиваются тяжелые и неизлечимые болезни, а также различные природные катастрофы, вызванные нарушением природной гармонии.
Выходом из сложившейся ситуации может быть лишь формирование экологического сознания и экологической культуры современной молодежи.
Экологическая культура — это «система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии»[3].
Сейчас для того, чтобы человеку овладеть экологической культурой, прежде всего, необходимо изменить свое собственное отношение к природе и окружающей среде. Как совершенно справедливо отмечает Л.К. Круглова, чтобы человечество могло выжить в сложившейся ситуации экологического кризиса, нам следует перейти от принципа антропоцентризма к принципу экогеизма (греч. «эйкос» — дом, «гея» — земля). Согласно этому принципу, земля должна рассматриваться как общий дом человечества в полном смысле этого слова[2, 5].
Экогеизм в первую очередь предполагает соблюдение принципа бережного отношения к окружающей нас среде. Культуру бережного отношения человека к природе нужно воспитывать с самого детства. Она должна лежать в основе воспитания, так же как и правила поведения. Все мы знаем, что нужно поздороваться с человеком при встрече, не грубить старшим и уважать своих близких. Точно так же мы должны знать, что нужно бережно расходовать воду и не загрязнять водоемы.
На мой взгляд, Детский экологический центр ГУП «Водоканал» является одним из наиболее удачных примеров реализации данных идей и принципов. Понимая свою ответственность за сохранение водной среды Балтики, за здоровье и благополучие горожан и будущих поколений, Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» реализует свою собственную экологическую политику, частью которой является экологическое просвещение населения. Созданный для этой цели Детский экологический центр Водоканала Санкт-Петербурга – пример плодотворного партнерства крупного городского предприятия, образовательных учреждений, городской администрации, международных и общественных организаций [1].
Посещая экологический центр, молодые люди приобретают личный опыт изучения экологических проблем, получают новые знания в области водосбережения, навыки коммуникации, учатся говорить об этих проблемах с населением. Центр находится в историческом здании бывшего 8-ого машинного отделения Главной водопроводной станции. (ул. Шпалерная д. 56) На двух этажах здания оборудованы 3 интерактивных зала, где создана образовательная среда с учетом интересов и потребностей участников разного возраста. Залы используются для проведения тематических занятий и программ, для организации работы проектов. Организаторы отмечают, что основной задачей центра является повышение культуры потребления воды в нашем городе, за счет вовлечения молодежи в различные программы.
Центр старается применять и использовать интерактивные подходы, формировать социальную активность молодежи, развивать умение делать ответственный выбор в сфере сохранения водных ресурсов.
Среди молодежных программ и проектов, реализуемых центром, следует назвать: «Молодежный пресс-центр», «В ракурсе будущего город и молодежь», «Экогазета» (международный конкурс экологических газет), «В круговороте дел вода», «Дерево», «Экодом — моя мечта».
Безусловно, посещая такие центры, молодежь получает знания о законах природы, в данном случае узнает много нового о водоснабжении. Понимает всю важность и ответственность перед собой и природой, которую мы должны беречь. Так слоганом центра стал слоган «Сохраним воду вместе». Этими словами он сближает молодежь и взрослое населения ради одной цели — «Беречь окружающую среду и заботиться о ней». Каждый должен помнить, что если он хочет изменить мир, то нужно начинать с себя и своего собственного отношения к миру. Подобные организации во многом этому способствуют.
Литература
1. Детский экологический центр (ДЭЦ) (режим доступа: http://www.vodokanal.spb.ru).
2. Круглова Л.К. Социокультурная антропоэкология: учебное пособие по курсу «Культурология». — СПб.: СПбГУВК, 2000.
3. Проект Федерального закона N 90060840-3 «Об экологической культуре» (внесенная в Гос. Думу ФС РФ редакция).
Г. Назарова
студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова