Роль Детского экологического центра ГУП «Водоканал» в формировании экологической культуры молодежи

Одной из наиболее значимых проблем современности является проблема экологии. Среди основных экологических проблем, прежде всего, следует назвать загрязнение воды, почвы, атмосферы, вырубку лесов, нарушение озонового слоя, кислотные дожди и демографический взрыв.

Как показывает практика, бездумная деятельность человека, направленная на получение сиюминутных выгод, нарушение им экологии, словно бумерангом, поражает и его самого. На него мгновенно обрушиваются тяжелые и неизлечимые болезни, а также различные природные катастрофы, вызванные нарушением природной гармонии.

Выходом из сложившейся ситуации может быть лишь формирование экологического сознания и экологической культуры современной молодежи.

Экологическая культура — это «система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии»[3].

Сейчас для того, чтобы человеку овладеть экологической культурой, прежде всего, необходимо изменить свое собственное отношение к природе и окружающей среде. Как совершенно справедливо отмечает Л.К. Круглова, чтобы человечество могло выжить в сложившейся ситуации экологического кризиса, нам следует перейти от принципа антропоцентризма к принципу экогеизма (греч. «эйкос» — дом, «гея» — земля). Согласно этому принципу, земля должна рассматриваться как общий дом человечества в полном смысле этого слова[2, 5].

Экогеизм в первую очередь предполагает соблюдение принципа бережного отношения к окружающей нас среде. Культуру бережного отношения человека к природе нужно воспитывать с самого детства. Она должна лежать в основе воспитания, так же как и правила поведения. Все мы знаем, что нужно поздороваться с человеком при встрече, не грубить старшим и уважать своих близких. Точно так же мы должны знать, что нужно бережно расходовать воду и не загрязнять водоемы.

На мой взгляд, Детский экологический центр ГУП «Водоканал» является одним из наиболее удачных примеров реализации данных идей и принципов. Понимая свою ответственность за сохранение водной среды Балтики, за здоровье и благополучие горожан и будущих поколений, Государственное унитарное предприятие «Водоканал Санкт-Петербурга» реализует свою собственную экологическую политику, частью которой является экологическое просвещение населения. Созданный для этой цели Детский экологический центр Водоканала Санкт-Петербурга – пример плодотворного партнерства крупного городского предприятия, образовательных учреждений, городской администрации, международных и общественных организаций [1].

Посещая экологический центр, молодые люди приобретают личный опыт изучения экологических проблем, получают новые знания в области водосбережения, навыки коммуникации, учатся говорить об этих проблемах с населением. Центр находится в историческом здании бывшего 8-ого машинного отделения Главной водопроводной станции. (ул. Шпалерная д. 56) На двух этажах здания оборудованы 3 интерактивных зала, где создана образовательная среда с учетом интересов и потребностей участников разного возраста. Залы используются для проведения тематических занятий и программ, для организации работы проектов. Организаторы отмечают, что основной задачей центра является повышение культуры потребления воды в нашем городе, за счет вовлечения молодежи в различные программы.

Центр старается применять и использовать интерактивные подходы, формировать социальную активность молодежи, развивать умение делать ответственный выбор в сфере сохранения водных ресурсов.

Среди молодежных программ и проектов, реализуемых центром, следует назвать: «Молодежный пресс-центр», «В ракурсе будущего город и молодежь», «Экогазета» (международный конкурс экологических газет), «В круговороте дел вода», «Дерево», «Экодом — моя мечта».

Безусловно, посещая такие центры, молодежь получает знания о законах природы, в данном случае узнает много нового о водоснабжении. Понимает всю важность и ответственность перед собой и природой, которую мы должны беречь. Так слоганом центра стал слоган «Сохраним воду вместе». Этими словами он сближает молодежь и взрослое населения ради одной цели — «Беречь окружающую среду и заботиться о ней». Каждый должен помнить, что если он хочет изменить мир, то нужно начинать с себя и своего собственного отношения к миру. Подобные организации во многом этому способствуют.

Литература

1. Детский экологический центр (ДЭЦ) (режим доступа: http://www.vodokanal.spb.ru).

2. Круглова Л.К. Социокультурная антропоэкология: учебное пособие по курсу «Культурология». — СПб.: СПбГУВК, 2000.

3. Проект Федерального закона N 90060840-3 «Об экологической культуре» (внесенная в Гос. Думу ФС РФ редакция).

Г. Назарова
студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: