Периодизация

1. Патристика и апологетика (1–6 вв.).

2. Ранняя схоластика (9 – 12 вв.).

3. Высокая и поздняя схоластика (13-14 вв.).

4. Арабская философия Средних веков (7–12 вв.).

5. Еврейская философия Средних веков (7–12 вв.).

6. Византийская философия Средних веков (6-15 вв.)

3.1. Патристика и апологетика (1-6 вв.).

Сначала формировалась апологетика. Христианские идеологи писали Апологии – сочинения, в которых разъяснялся смысл христианского учения и Священного писания. Апологии были направлены против критиков христианства.

Климент Александрийский (150-215). Христианство принял в зрелом возрасте.Был главой христианской школы в Александрии. Один из первых апологетов. Стремился превратить христианское вероучение в упорядоченную систему. Говорил что, философия должна стать на службу богословию. «Нет знания без веры и веры без знания».

Ориген (185 - 254). С 203 г. возглавлял христианскую школу в Александрии. В 231 г. за некоторые свои идеи был осужден церковью как еретик. Уехал в Кессарию, в Палестину. Там был схвачен как христианин, подвергнут пыткам, скончался как мученик

Тертуллиан (160 - 220). Греческая философия и христианство непримиримы. Греческая философия должна быть полностью отвергнута как источник смуты и ереси. «Верую, ибо абсурдно». Тезис Тертуллиана подчеркивает его идею о том, что вера выше разума и в разуме не нуждается. «Нам после Христа не нужна никакая философия. После Евангелия не нужно никакого исследования».

В 325 г. на Никейском соборе был принят Символ веры, утвердивший единосущность Бога Отца, Сына и Святого Духа в редакции Афанасия Великого. Христианство было объявлено государственной религией Римской империи. В 395 г. были запрещены языческие культы и разрушены языческие храмы.

После 325 г. основными представителями христианского учения становятся святые отцы. Возникает патристика. Принято выделять учение отцов восточной церкви и учение отцов западной церкви.

Западные отцы церкви.

Амвросий Медиоланский (340-397). Использовал для толкования Библии аллегорический метод Филона Александрийского (1в. до н.э.- 50 г. н.э.)

Святой Иероним (340-420). Перевел Библию на латынь. Его перевод Вульгата считался образцовым долгие века.

Святой Аврелий Августин (354- 430). Наиболее почитаемый учитель церкви. Автор знаменитых текстов «Исповедь» и «О граде Божьем». Крестился в зрелом возрасте. Стал священником, а затем и епископом г. Гиппоне в северной Африке. Философской основой взглядов Августина был неоплатонизм. Он является создатель философии истории. Показал, в отличие от античных мыслителей, что история имеет линейный характер и направление от грехопадения к воссоединению человека с Богом. Утверждал идею постоянного творения мира Богом. Утверждал идею провиденциализма, идею поддержки человека Богом в его благих устремлениях. Создал философскую концепцию времени. Автор оригинальной антропологии. Утверждал первенство воли и веры над разумом. Августин говорил:«Люби, и тогда делай, что хочешь», ибо любовь к Богу – сила, незнающая пределов и границ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: