Задания

1. Запишите на магнитофон или диктофон свое произношение следу­ющих согласных звуков: [б], [р], [л], [ф], [ж], [ш], [ц], [ч'], [с], [з], [в]. Внимательно прослушайте запись. Сделайте вывод о том, над произно­шением каких звуков вам надо поработать.

2. Потренируйтесь в произношении следующих скороговорок. Воспользуйтесь советами:

- сначала прочитайте скороговорку про себя;

- затем произнесите ее медленно, по слогам, отчетливо выговаривая каждый слог;

- затем каждый раз чуть-чуть увеличивайте скорость, пока не сможе­те произнести скороговорку быстро три раза подряд.

Для того чтобы справиться со скороговоркой, нужно быть макси­мально внимательным и собранным, не жалеть мышцы рта.

1.Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

2.Бык тупогуб, тупогубенький бычок: у бела быка губа была тупа.

3.Осип охрип, Архип осип.

4.На дворе трава, на траве — дрова; не руби дрова на траве двора!

5.Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок ка­пюшон — как в капюшоне он смешон!

6.Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

7.Сшит колпак, да не по-колпаковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать.

8.Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

9.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

3. Разгадайте секрет скороговорки: почему ее трудно произносить?

4. Наберите в рот побольше небольших орешков и прочитайте вслух своему товарищу басню Л. Н.Толстого «Павлин». Затем выслушайте пе­ресказ басни в исполнении товарища. Легко ли ему было понять смысл? Почему?

Павлин

Павлин, распустив хвост, ходил по берегу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали его.

— Смотри, — говорят, — какие ноги у него некрасивые, и послушай, как кричит нескладно.

Человек услыхал их и сказал:

— Правда, что ноги его нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще хуже; но хвоста у вас такого нет.

5. Прочитайте этот же текст без орешков во рту. Что изменилось в вашем произношении и в восприятии слушающего вас?

6. Прочитайте вслух стихотворение В.Орлова «Черепашонок», снача­ла почти не напрягая ротовых и лицевых мышц, а потом активно артику­лируя звуки. Запишите свое чтение на диктофон и сравните свои впечат­ления от обоих вариантов. Сделайте выводы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: