1. Запишите на магнитофон или диктофон свое произношение следующих согласных звуков: [б], [р], [л], [ф], [ж], [ш], [ц], [ч'], [с], [з], [в]. Внимательно прослушайте запись. Сделайте вывод о том, над произношением каких звуков вам надо поработать.
2. Потренируйтесь в произношении следующих скороговорок. Воспользуйтесь советами:
- сначала прочитайте скороговорку про себя;
- затем произнесите ее медленно, по слогам, отчетливо выговаривая каждый слог;
- затем каждый раз чуть-чуть увеличивайте скорость, пока не сможете произнести скороговорку быстро три раза подряд.
Для того чтобы справиться со скороговоркой, нужно быть максимально внимательным и собранным, не жалеть мышцы рта.
1.Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
2.Бык тупогуб, тупогубенький бычок: у бела быка губа была тупа.
3.Осип охрип, Архип осип.
4.На дворе трава, на траве — дрова; не руби дрова на траве двора!
5.Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон — как в капюшоне он смешон!
|
|
6.Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
7.Сшит колпак, да не по-колпаковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать.
8.Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
9.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
3. Разгадайте секрет скороговорки: почему ее трудно произносить?
4. Наберите в рот побольше небольших орешков и прочитайте вслух своему товарищу басню Л. Н.Толстого «Павлин». Затем выслушайте пересказ басни в исполнении товарища. Легко ли ему было понять смысл? Почему?
Павлин
Павлин, распустив хвост, ходил по берегу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали его.
— Смотри, — говорят, — какие ноги у него некрасивые, и послушай, как кричит нескладно.
Человек услыхал их и сказал:
— Правда, что ноги его нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще хуже; но хвоста у вас такого нет.
5. Прочитайте этот же текст без орешков во рту. Что изменилось в вашем произношении и в восприятии слушающего вас?
6. Прочитайте вслух стихотворение В.Орлова «Черепашонок», сначала почти не напрягая ротовых и лицевых мышц, а потом активно артикулируя звуки. Запишите свое чтение на диктофон и сравните свои впечатления от обоих вариантов. Сделайте выводы.