Раньше всех проснулся кот,
Поднял рыжий хвост столбом,
Спинку вытянул горбом
И во весь кошачий рот
Как зевнет!
«Мур! Умыться бы не грех...»
Вместо мыла — язычок,
Кот свернулся на бочок
И давай лизать свой мех!
Просто смех!
А умывшись, в кухню — шмыг.
Скажет «здравствуйте» метле
И пошарит на столе:
Где вчерашний вкусный сиг?
Съел бы вмиг!
В доме встали. Кот к окну:
«Мур! На ветке шесть ворон!!»
Хвост забился, когти вон,
Смотрит кот наш в вышину
На сосну.
<...>
Из предыдущего параграфа вы узнали, что главная задача чтеца, исполнителя литературного произведения, — вовлечь слушателя в круг проблем, поднимаемых в произведении, и передать его смысл, т.е. художественную идею. Этот параграф раскрыл вам целый арсенал речевых и неязыковых выразительных средств, которые помогают чтецу достичь поставленной цели.
Итак, выбор средств выразительности при исполнении литературного произведения определяется задачей чтеца, которая, в свою очередь, диктуется идеей произведения и смыслом его конкретных эпизодов, сцен. Поэтому, приступая к работе над выразительным чтением литературного произведения, необходимо сначала превратиться в очень внимательного читателя и осмыслить то, что создал писатель или поэт. Процесс осмысления связан с анализом текста произведения.
|
|
[1] Станиславский К. С. Работа актера над собой (Ч. II: Работа над собой в процессе воплощения): Дневник ученика. — М.; Л., 1948. — С. 130.
[2] См.: Петров А. Н. Сценическая речь. — М., 1981. — С. 94 —96.
[3] В заданиях использованы предложения из рассказа Радия Погодина «Сима из Отпертого номера».
[4] Станиславский К. С. Работа актера над собой. — М.; Л., 1948. — С. 167.
[5] Там же.
[6] Орлов В. Под утро//В. Орлов. Улитка. — М., 2000. — С. 35.
[7] Орлов В, Ночной листок//Там же. — С. 32.
[8] Орлов В. Жадный туман // Там же. — С. 24.
[9] Черный, Саша. Воробей // Черный, Саша. Чижик. — М., 1999. — С. 26.
[10] Станиславский К. С. Указ. соч. — С. 167.
[11] Сценическая речь: учебник / под ред. И. П.Козляниновой и И. Ю. Промптовой. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — С. 367.
[12] Там же. -С. 369.
[13] Московская фонологическая школа выделяет пять гласных фонем (звуков), исключая [ы].
[14] Московская фонологическая школа выделяет 34 согласных фонемы (звука).
[15] См.: Сценическая речь. — С. 102.
[16] Станиславский К. С. Указ. соч.
[17] Там же. — С. 178.
[18] Станиславский К. С. Указ. соч. — С. 242—245.
[19] Сценическая речь. – С. 109
[20] Сценическая речь. – С. 114
[21] Там же
[22] Гвоздев А. И. Современный русский литературный язык. — М., 1977. — С 291.
[23] Сценическая речь / под ред. И.П.Котлянинсшой и И.Ю. Промптовой. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2000. — С. 91.