Конфликт тесно связан со стрессом. Человек находясь в состоянии конфликта почти всегда находится в стрессовом состоянии.
Стресс (англ, stress — давление, напряжение) — это состояние человека, возникающее в ответ на неблагоприятное воздействие. Стрессами как и конфликтами можно управлять.
Управление стрессами – это процесс целенаправленного воздействия на персонал с целью адаптации личности к стрессовым ситуациям, устранение источника стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом организации.
Стресс может иметь как негативное, так и позитивное значение для человека. Он в определенных условиях способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. В связи с конфликтами большего внимания заслуживает рассмотрение отрицательных сторон этого явления.
Стрессовые факторы на работе. Среди профессиональных стрессовых факторов выделяются:
1) содержание работы (содержание работы сотрудника становится для него серьезным стресс-фактором при двух условиях: если предмет работы не совпадает с его интересами и способностями, а также если работа связана с монотонностью, рутиной, однообразием, механистичностью и полным отсутствием творческого начала.);
|
|
2) рабочая нагрузка (р абочая нагрузка становится стрессовой, если она слишком высокая для работника или, наоборот, слишком низкая. );
3) темп работы (темп работы становится стресс-фактором, если он не совпадает с индивидуально-психологическими и темпераментными характеристиками сотрудника);
4) график работы (график работы может быть тяжелым стрессовым фактором, особенно в тех случаях, когда присутствует скользящий режим и имеются ночные смены с обязательным условием поддержания высокой точности и производительности);
5) обязанности (обязанности становятся источником профессионального стресса в том случае, если они не определены, отсутствует должностная инструкция или они не совпадают с ожиданиями работника);
6) перспективы (отсутствие на работе перспектив в повышении заработной платы и должностного продвижения — сильный стрессовый фактор, особенно для молодого, образованного и амбициозного сотрудника), а также участие в управлении (принятии решений, организации работы и оценки результатов).
Проявления профессионального стресса. Среди психологических сигналов, свидетельствующих о том, что работник находится в стрессовом состоянии, можно выделить следующие особенности.