Вопросы ГОС 2015 Туризм
Содержание
Менеджмент в туристской индустрии. 2
1.Понятие, сущность и особенности менеджмента. 2
2.Менеджер: его место и роль в организации туристской индустрии. 3
3.Понятие и характеристика стилей руководства. 6
4.Основные подходы в менеджменте туристской индустрии. 7
5.Функции менеджмента и методы управления в туристской организации. 11
6.Понятие и признаки организации. 12
7. Понятие целей и задач сервисного предприятия. 13
8. Среда туристской организации. 14
9. Значение управления человеческими ресурсами в турфирмах. 16
10. Содержание и виды управленческих решений. 18
Стандартизация и сертификация. 19
1. Понятие и основные характеристики услуги. 19
3. Сущность, цели и задачи стандартизации. 20
4. Объекты и уровни стандартизации. 22
5. Понятие и виды стандартов. 22
6. Международная организация по стандартизации (ИСО) 23
7. Методы стандартизации. 23
8. Основные понятия в области сертификации. 24
9. Знак соответствия. 24
10. Этапы и схемы проведения сертификации услуг. 25
|
|
Менеджмент в туристской индустрии
Понятие, сущность и особенности менеджмента.
Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, поэтому, прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с управлением как таковым.
В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления).
Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.
Управление бывает естественным, техническим и социальным. Естественное управление направлено на процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т. д. К техническому относится управление рукотворными объектами, скажем автомобилем, прокатным станом и проч.
Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т. д. Поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического). Это предъявляет особые требования к его методам, их разнообразию, уникальности, индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных норм и правил, использованию особых механизмов воздействия на людей (субординация, контроль, стимулирование и проч.).
|
|
Менеджмент — сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:
•умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;
•функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов;
•область человеческого знания, помогающую управлять;
•определенную категорию людей (социальный слой), осуществляющих управление.
Хотя понятия "менеджмент" и "управление" близки по значению, однако термин "управление" намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности, к сферам и органам управления.
Менеджмент как наука и искусство управления
Менеджмент — это область человеческих знаний, которые позволяют осуществлять управленческую функцию. Эти научные знания составляют теоретическую базу практики управления. Менеджмент занимается, в отличие от управления производством, не функционально-технологической структурой предприятия, а его организационно-человеческим аспектом. Это скорее социально-гуманитарная, нежели технико-экономическая дисциплина. Ибо в центре ее внимания — человек.
Менеджмент — наука, которая входит в разряд прикладных наук; она очень близко стоит к реальной экономической практике, вооружая эту практику научными приемами и правилами. В то же время менеджмент обогащается новыми теоретическими положениями в результате обобщения успешных конкретных практических действий менеджеров, их опыта. Это очень «открытая» наука. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, таких как психология личности и социальная психология, инженерная социология, психофизиология, эргономика и др. Менеджмент использует эти достижения для решения своей главной проблемы — как получить желаемые результаты на основе согласованных действий людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.
Основоположником этой науки считается американский инженер и исследователь Фредерик У. Тейлор, а лидером науки — Соединенные Штаты Америки, где насчитывается сотни школ бизнеса, тысячи консультативных фирм, десятки тысяч независимых консультантов, более семидесяти периодических изданий по управлению и бизнесу. Для сравнения: в Японии всего три школы бизнеса. Но это ни в коей мере не означает, что у японцев плохой менеджмент. Просто он там другой.
Высокая степень овладения практикой управления предприятиями может оцениваться как искусство.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействует множество факторов. Главный из них— люди, работающие в организациях. Учет этого требует не только использование научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Многие считают, что управлению можно научиться только через опыт и что этой практикой овладевают люди, имеющие талант.