Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Решение называется управленческим (УР), если оно, разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:
– стратегическое планирование деятельности организации;
– управление управленческой деятельностью;
– управление человеческими ресурсами (активизация знаний, умений, навыков);
– управление производственной и обслуживающей деятельностью;
– формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечение);
– управленческое консультирование;
– управление внутренними или внешними коммуникациями.
|
|
Классификационный признак | Группы управленческих решений | |
Проблемы | Рутинные | Новаторские |
Значимость цели | Стратегические | Тактические |
Сфера воздействия | Глобальные | Локальные |
Срок реализации | Долгосрочные | Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия | Корректируемые | Некорректируемые |
Характер информации | Детерминированные | Вероятностные |
Метод разработки | Формализованные | Неформализованные |
Количество критериев выбора | Однокритериальные | Многокритериальные |
Форма принятия | Единоличные | Коллегиальные |
Способ фиксации | Документированные | Недокументированные |
Типовой процесс принятия решений включает:
1. предварительное формулирование проблемы;
2. определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;
3. выявление и установление ограничений;
4. составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;
5. сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;
6. анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;
7. принятие решения;
8. доведение решения до исполнителей;
9. реализация решений
10. обратная связь (контроль выполнения решения).
Стандартизация и сертификация