- Деятели (активисты). Лучше всего подходят методы:
- Разыгрывание ролей;
- Групповое обсуждение проблем;
- Анализ ситуации;
- Игра на принятие конкретных управленческих решений.
Меньше всего подходят:
o Направленное чтение (рекомендованной литературы);
o Академические лекции.
- Мыслители (рефлексирующие). Более эффективные:
- Лекции (желательно интерактивные);
- Видеофильмы;
- Направленное чтение;
- Кейсы осторожно.
Менее эффективно:
o Разыгрывание ролей (нужна быстрая реакция, а мыслители долго взвешивают).
- Теоретики. Ценят методы, которые знакомят с новыми методами и разными точками зрениями. Более эффективны:
- Лекции (более академического плана);
- Направленное чтение.
- Практики. Среда, в которой происходит обучение, должна быть максимально приближена к реальности:
- Ролевые игры;
- Анализ ситуации;
- Business simulations.
Оценка эффективности обучения
Необходимость оценки:
· Обучение – не ради обучения (чтобы не просто росла рыночная стоимость труда сотрудника, а его отдача для организации);
· Корректировка программ обучения;
· Выявление дополнительных потребностей в обучении;
· Обратная связь для тренера.
Проблема оценки:
· Неявный характер получаемых от обучения выгод (например, они могут проявиться через несколько лет);
· Неявная и неоднозначная связь между обучением и показателями работы;
· Проблема измеримости целей и результатов обучения;
· Парадокс заказчика: цели, которые ставятся перед этой программы со стороны работника и со стороны организации, а также ожидания от них могут не совпадать (заказывает один, потребляет другой).