1. Межгосударственная система стандартизации.
межгосударственная стандартизация: Стандартизация объектов, представляющих межгосударственный интерес.
Основными целями межгосударственной стандартизации являются:
- защита интересов потребителей и каждого государства - участника Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов (далее - продукция), обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;
- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес;
- содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства государств - участников Соглашения;
- устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции государств - участников Соглашения на мировых товарных рынках и эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда;
- содействие повышению безопасности хозяйственных объектов государств-участников Соглашения при возникновении природных и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.
Основными направлениями проведения согласованной межгосударственной политики в области стандартизации являются:
- принятие общих правил проведения работ по межгосударственной стандартизации;
- установление единых (согласованных, гармонизированных) требований к продукции, обеспечивающих ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов контроля (испытаний);
- стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;
- организация ведения классификаторов технико-экономической информации, систем кодирования и их развитие;
- формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран при наличии соответствующих соглашений и договоренностей, обеспечение государств - участников Соглашения этими стандартами, ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции, представляющей межгосударственный интерес;
- издание и распространение межгосударственных стандартов и других межгосударственных документов по стандартизации;
- координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации;
- научно-техническое сотрудничество в работах по международной стандартизации.
2. Сертификация в Японии.
В Японии действуют три формы сертификации:
• обязательная сертификация, подтверждающая соответствие законодательным требованиям;
• добровольная сертификация на соответствие национальным стандартам JIS, которую проводят органы, уполномоченные правительством;
• добровольная сертификация, которую проводят частные органы по сертификации. Обязательная сертификация регламентируется действующими законами (их на
сегодняшний день более 30), в которых устанавливаются перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и требования к ней; схемы сертификации; знаки соответствия; органы управления, ответственные за организацию сертификации и инспекционный контроль. Уполномоченные органы разрабатывают технические регламенты, на соответствие которым проводятся сертификационные испытания, а утверждает их Кабинет министров страны.
Обеспечение исполнения законодательных положений по сертификации распределяется между министерствами и другими государственными органами управления. Например, за Министерством внешней торговли и промышленности закреплено десять законов.
По некоторым видам продукции в законах вводятся категории, характеризующие степень их опасности для пользователя. Например, для электротехнических изделий установлены категории А и Б
3. Цель проведения сертификации.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
- зашита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями;
- содействие потребителям в компетентном выборе продукции; -содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
- создание условий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.