Библиотека студента
Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева
Члены редакционной коллегии: А.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, В.П. Борисенков, СВ. Дармодехин, А.А. Деркач, Ю.И. Дик, АИ. Донцов, И.В. Дубровина, Л.П. Кезина,
М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, B.C. Леднев,
В.И. Лубовский, Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский,
В.А. Поляков, В. В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин, И.И. Халеева,
В.М. Тиктинский-Шкловский
Рецензент В.Д. Бондалетов, докт. филол. наук
БелянинВ. П.
Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)
В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, сферы приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Учебник написан доступным языком.
Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит предмет психолингвистики, и кроме того, на всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции.
|
|
ISBN 5-89349-371-0 (Флинта)Содержание
Предисловие........................................................................ 7
{ Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................... 8
* 1. Объект и предмет психолингвистики....................... 8
2. Определения психолингвистики................................. 9
\ 3. Причины появления психолингвистики.................. 12
f 4. Междисциплинарность психолингвистики.............. 14
•4 5. Язык — речь — речевая деятельность.................... 18
: Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ............. 21
г 1. Язык — это деятельность человеческого духа..... 21
2. Язык отражает культуру народа..................................... 22
3. Язык включает в себя психический компонент........ 23
4. Язык — это условие мысли......................................... 25
5. Язык ограничивает познание мира............................. 26
6. Язык есть условие общения............................................ 27
7. Язык регулирует деятельность человека................ 27
8. Некоторые постулаты московской психолингвистической
школы..................................................................................... 29
9. Современное состояние психолингвистики............. 30
Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ................................................. 34
1. Язык животных в природе......................................... 34
2. Говорящие животные................................................... 35
,'i 3. Дети-Маугли.................................................................. 39
i 4. Критический период для освоения речи..................... 40
5. Освоение речи ребёнком.......................................... 41
6. Доречевой этап............................................................. 42
|
|
[\ 7. Освоение звуковой формы..................................... 44
8. Связь звучания со смыслом........................................ 46
9. Активный рост запаса слов....................................... 47
10.Овладение морфологией.............................................. 49
11.Ошибки в речи детей................................................... 50
12.Детское словотворчество............................................. 52
13.Овладение синтаксисом............................................... 54
14.Овладение значением слова............................... 57
15.«Родительский» язык...................................................... 59
16.Детские словечки............................................................ 62
17.Теория формирования языкового сознания в онтогенезе... 64
Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ........................................ 69
1. Речевые ошибки............................................................ 69
2. Теории происхождения речи....................................... 74
3. Модели производства речи.......................................... 75
4. Стохастическая модель производства речи............... 75
5. Модель непосредственно составляющих..................... 76
6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского. 76
7. Теория уровней языка..................................................... 79
8. Модель Т-О—Т-Е....................................................... 80
9. Модель Л.С. Выготского................................................ 81
10.Модель А.Р. Лурии....................................................... 82
11.Модель А.А. Леонтьева................................................ 83
12.Модель Левелта............................................................... 84
Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ..................................... 87
1. Неосознаваемоеть восприятия речи............................ 87
2. Уровневость восприятия речи..................................... 88
3. Осмысленность восприятия речи................................ 88
4. Восприятие букв и слов............................................... 90
5. Восприятие предложений............................................ 94
6. Соотнесение речи с действительностью.................... 97
7. Механизм эквивалентных замен................................. 100
8. Механизм вероятностного прогнозирования......... 100
9. Восприятие и понимание речи.................................... 103
10.Значение и смысл.......................................................... 104
11. Модели восприятия речи.............................................. 105
Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ. Г 108
1. Слово — высказывание — текст................................ 108
2. Включённость текста в неречевую деятельность..... 110
3. Производство текста.................................................. 111
4. Затекст — текст — подтекст....................................... 112
:' 5. Восприятие текста...................................................... 112
6. Пересказ текста............................................................ 113
; 7. Пошаговость восприятия........................................... 114
8. Многозначность текста................................................ 115
9. Свойства текста............................................................ 120
Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ....... 126
1. Роль эксперимента в психолингвистике.................... 126
2. Ассоциативный эксперимент...................................... 129
3. Метод семантического дифференциала.................. 136
4. Методика дополнения.................................................. 140
5. Методика заканчивания предложения....................... 142
6. Методы косвенного исследования семантики.......... 143
7. Градуальное шкалирование........................................ 143
8. Методика определения грамматической правильности.... 145
9. Опросник....................................................................... 146
10. Методика прямого толкования слова 146
11. Классификация 147
Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА......................... 151
1. Язык и культура............................................................ 151
2. Гипотеза лингвистической относительности......... 151
3. Национально-культурная специфика слова.............. 153
4. Лакуны........................................................................... 154
5. Речевое поведение........................................................ 156
6. Билингвизм...................._.............................................. 156
7. Ошибки при изучении иностранного языка............. 158
8. Речь иностранца............................................................ 161
9. Культурный шок........................................................... 163
10. Аккультурация 164
11. Лингвистический шок 165
|
|
12. Интеркультурные контакты 166
Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА.................. 169
1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости... 169
2. Речь в изменённом состоянии сознания.................... 172
3. Речь при акцентуациях и психопатиях................... 172
4. Речь при отдельных заболеваниях.............................. 178
5. Физиологические центры речи................................... 179
6. Нарушения речи........................................................... 180
7. Дефекты речи............................................................. 183
8. Язык глухонемых...................................................... 185
Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
ПСИХОЛИНГВИСТИКИ..................................... 188
1. Судебная психолингвистика.................................... 188
2. Язык и тендер.............................................................. 201
3. Нейролингвистическое программирование........... 203
4. Автоматический анализ текста................................... 208
5. Язык и речевое воздействие..................................... 209
Конспективное изложение курса.................................. 218
Литература........................................................................ 224