БелянинВ. П

Библиотека студента

Главный редактор Д.И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С.К. Бондырева

Члены редакционной коллегии: А.А. Бодалев, Г.А. Бордовский, В.П. Борисенков, СВ. Дармодехин, А.А. Деркач, Ю.И. Дик, АИ. Донцов, И.В. Дубровина, Л.П. Кезина,

М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, B.C. Леднев,

В.И. Лубовский, Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский,

В.А. Поляков, В. В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин, И.И. Халеева,

В.М. Тиктинский-Шкловский

Рецензент В.Д. Бондалетов, докт. филол. наук

БелянинВ. П.

Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)

В учебнике представлены основные проблемы психолингвистики. Освещаются общие вопросы теории речевой деятельности, сферы приложения этой дисциплины и приводятся конкретные примеры из отечественной и современной зарубежной научной литературы. Учебник написан доступным языком.

Книга рассчитана на студентов старших курсов психологических и гуманитарных факультетов, в программы которых входит предмет психолингвистики, и кроме того, на всех тех, кого интересуют проблемы языка и сознания, языковой личности, речевого воздействия и манипуляции.

ISBN 5-89349-371-0 (Флинта)Содержание

Предисловие........................................................................ 7

{ Тема 1. ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................... 8

* 1. Объект и предмет психолингвистики....................... 8

2. Определения психолингвистики................................. 9

\ 3. Причины появления психолингвистики.................. 12

f 4. Междисциплинарность психолингвистики.............. 14

•4 5. Язык — речь — речевая деятельность.................... 18

: Тема 2. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ............. 21

г 1. Язык — это деятельность человеческого духа..... 21

2. Язык отражает культуру народа..................................... 22

3. Язык включает в себя психический компонент........ 23

4. Язык — это условие мысли......................................... 25

5. Язык ограничивает познание мира............................. 26

6. Язык есть условие общения............................................ 27

7. Язык регулирует деятельность человека................ 27

8. Некоторые постулаты московской психолингвистической
школы..................................................................................... 29

9. Современное состояние психолингвистики............. 30

Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ................................................. 34

1. Язык животных в природе......................................... 34

2. Говорящие животные................................................... 35

,'i 3. Дети-Маугли.................................................................. 39

i 4. Критический период для освоения речи..................... 40

5. Освоение речи ребёнком.......................................... 41

6. Доречевой этап............................................................. 42

[\ 7. Освоение звуковой формы..................................... 44

8. Связь звучания со смыслом........................................ 46









9. Активный рост запаса слов....................................... 47

10.Овладение морфологией.............................................. 49

11.Ошибки в речи детей................................................... 50

12.Детское словотворчество............................................. 52

13.Овладение синтаксисом............................................... 54

14.Овладение значением слова............................... 57

15.«Родительский» язык...................................................... 59

16.Детские словечки............................................................ 62

17.Теория формирования языкового сознания в онтогенезе... 64

Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ........................................ 69

1. Речевые ошибки............................................................ 69

2. Теории происхождения речи....................................... 74

3. Модели производства речи.......................................... 75

4. Стохастическая модель производства речи............... 75

5. Модель непосредственно составляющих..................... 76

6. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского. 76

7. Теория уровней языка..................................................... 79

8. Модель Т-О—Т-Е....................................................... 80

9. Модель Л.С. Выготского................................................ 81

10.Модель А.Р. Лурии....................................................... 82

11.Модель А.А. Леонтьева................................................ 83

12.Модель Левелта............................................................... 84

Тема 5. ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ..................................... 87

1. Неосознаваемоеть восприятия речи............................ 87

2. Уровневость восприятия речи..................................... 88

3. Осмысленность восприятия речи................................ 88

4. Восприятие букв и слов............................................... 90

5. Восприятие предложений............................................ 94

6. Соотнесение речи с действительностью.................... 97

7. Механизм эквивалентных замен................................. 100

8. Механизм вероятностного прогнозирования......... 100

9. Восприятие и понимание речи.................................... 103

10.Значение и смысл.......................................................... 104

11. Модели восприятия речи.............................................. 105


Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ. Г 108

1. Слово — высказывание — текст................................ 108

2. Включённость текста в неречевую деятельность..... 110

3. Производство текста.................................................. 111

4. Затекст — текст — подтекст....................................... 112

:' 5. Восприятие текста...................................................... 112

6. Пересказ текста............................................................ 113

; 7. Пошаговость восприятия........................................... 114

8. Многозначность текста................................................ 115

9. Свойства текста............................................................ 120

Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ....... 126

1. Роль эксперимента в психолингвистике.................... 126

2. Ассоциативный эксперимент...................................... 129

3. Метод семантического дифференциала.................. 136

4. Методика дополнения.................................................. 140

5. Методика заканчивания предложения....................... 142

6. Методы косвенного исследования семантики.......... 143

7. Градуальное шкалирование........................................ 143

8. Методика определения грамматической правильности.... 145

9. Опросник....................................................................... 146

10. Методика прямого толкования слова 146

11. Классификация 147

Тема 8. ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА......................... 151

1. Язык и культура............................................................ 151

2. Гипотеза лингвистической относительности......... 151

3. Национально-культурная специфика слова.............. 153

4. Лакуны........................................................................... 154

5. Речевое поведение........................................................ 156

6. Билингвизм...................._.............................................. 156

7. Ошибки при изучении иностранного языка............. 158

8. Речь иностранца............................................................ 161

9. Культурный шок........................................................... 163

10. Аккультурация 164

11. Лингвистический шок 165

12. Интеркультурные контакты 166


Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА.................. 169

1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости... 169

2. Речь в изменённом состоянии сознания.................... 172

3. Речь при акцентуациях и психопатиях................... 172

4. Речь при отдельных заболеваниях.............................. 178

5. Физиологические центры речи................................... 179

6. Нарушения речи........................................................... 180

7. Дефекты речи............................................................. 183

8. Язык глухонемых...................................................... 185

Тема 10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

ПСИХОЛИНГВИСТИКИ..................................... 188

1. Судебная психолингвистика.................................... 188

2. Язык и тендер.............................................................. 201

3. Нейролингвистическое программирование........... 203

4. Автоматический анализ текста................................... 208

5. Язык и речевое воздействие..................................... 209

Конспективное изложение курса.................................. 218

Литература........................................................................ 224



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: