Местность

Теперь остановимся на значении местности в создании задач на трассах и в формировании их технического содержания.

Местность, на которой в нашей стране проводятся зимние соревнования на маркированной трассе, очень разнообразна. Однако для более рациональной подготовки спортсменов можно свести ее к нескольким типам, используя для такой условной классификации не только географические (ландшафтные) признаки, но и влияние местности на спортивные результаты.

Приведем типы местности (ТМ), выделенные из всего ее разнообразия в результате специального анализа большого количества карт и результатов соревнований на маркировке, причем к одному определенному типу будем относить такую местность, на которой явно преобладают (по крайней мере, по длине трассы) ориентиры одного характера и которая одинаково на всем своем протяжении воспринимается спортсменами с точки зрения физической нагрузки,

ТМ I. Мелкий рельеф. Местность с перепадами высот на отдельных формах рельефа от 2 до 10 м. География ТМ I чрезвычайно широка - от Прибалтики до самых восточных и даже северо-восточных районов страны. Он встречается почти всюду на террасах средних и крупных рек. Есть две разновидности такого рельефа: неправильный (беспорядочно расположенные горки и понижения произвольной формы) и правильный (вытянутой, "сосисочной" формы бугры и ямы, ориентированные в одном направлении, например в направлении отступления ледников или по течению рек). Обе эти разновидности показаны на цветных картах К. 3 и К 4.

ТМ II. Средний рельеф. Как правило, состоит только из возвышенностей - отдельно расположенных холмов высотой 10-30 м с пологими склонами. Встречается в основном в Прибалтийских республиках, Белоруссии, Ленинградской области и Карелии. Участки среднего рельефа попадаются в Северном Казахстане (Боровое) и в предгорьях Урала (на восточном склоне). Как и для ТМ I, есть две разновидности местности этого типа - неправильная (беспорядочно расположенные холмы) и правильная (гряды, ориентированные, например, по движению ледников). Обе разновидности показаны на цветных картах К 5 и К 6.

ТМ III. Куполообразный рельеф. Крупные, высотой от 30 до 100 м и более, обычно круглые в плане холмы с пологими склонами. Для этого рельефа характерны скальные стенки и останцы на вершинах, склонах и у подножия "куполов". Очень распространен на восточной стороне Урала и потому вполне может именоваться рельефом уральского типа. Встречается также в Северной Карелии, на Кольском полуострове, в Восточной Сибири. Образец местности такого типа показан на цветной карте К. 7.

ТМ IV. Хребтово-лощинный рельеф. От овражистого отличается тем, что не имеет больших равнинных участков, а склоны лощин сравнительно мягкие (пологие). Мелких деталей, в том числе и лощинок, немного. Перепады на встречающейся в зимних соревнованиях местности такого типа 30-50 м. Перепады более 100 м используются редко - из-за сложности выбора мест для безопасных спусков. Распространен от Карпат до Восточной Сибири и Дальнего Востока. Обычен для северной части Украины, Белоруссии, предгорьев Урала, Новосибирской и Иркутской областей. Пример местности этого типа приведен на цветной карте К8.

ТМ V. Овражистый рельеф. Обычен для средней полосы - Московской, Тульской областей, районов Средней Волги, однако встречается и в Сибири (в Томской области), на Урале (особенно с западной его стороны), даже в Прибалтике - в Литве и в Латвии (в долине Гауи). Перепады на такой местности средние (10-40 м), но при постановке дистанций часто возникают трудности в выборе места для пересечения оврагов. Пример овражистой местности, типичной для Подмосковья, приведен на цветной карте К. 9.

ТМ VI. Пойменный рельеф (точнее ландшафт, так как в пойме характерна и растительность - заросли кустарников). Путевку в маркированную трассу этому типу местности дали ориентировщики Горького. У них в долинах Оки и Волги такого рельефа сколько угодно. Вслед за ними пойму на маркировке стали использовать и в других районах, где есть равнинные реки (кстати, в долинах небольших рек пойма иногда бывает даже интереснее, сложнее: такова, например, местами пойма Клязьмы). Фрагмент типичной поймы приведен на цветной карте К 10.

ТМ VII. "Паутинистая" местность. В географии такого термина, разумеется, нет, но трудно найти другой более подходящий для равнинной (точнее, выравненной, плоской) местности, которая на спортивной карте вся в паутине "линеек" - дорог, троп и просек. Такая местность, спутница больших городов, часто встречается даже е их черте, в лесопарках. Можно ее найти и вдали от городов: "паутинистым" обычно бывает большой остров леса в лесостепном районе. На цветной карте К 11 приведен яркий пример местности этого типа.

ТМ VIII. Местность с клочковатой (расчлененной) растительностью. Классический вариант такой местности - Западно-Сибирская лесостепь (К 12), ровная как стол, на заболоченных и открытых просторах которой хаотично разбросаны березовые рощицы - колки. На пестрой карте подобного района больше желтого (полей), чем белого или зеленого (леса). Но есть и другой вариант клочковатой местности, когда вместо клочков леса - поляны (К 13). Ощущение клочковатости карты может создаваться и от местности, на которой много небольших участков посадок разных пород и разных возрастов (а следовательно, и различной проходимости и разного цвета на карте), и от равнины, усыпанной небольшими болотцами, когда одни из них закрыты, а другие поросли лесом и кустами (К 14).

Таковы типы местности, которые оказалось полезным выделить для последующего анализа ее влияния на техническую сложность маркировки. При рассмотрении их, между прочим, было установлено, что для специальной классификации местности нецелесообразно использовать такой признак, как широта обзора (т. е. различать местность открытую и заросшую лесом или кустарником). Нецелесообразно потому, что широта обзора местности влияет на ее восприятие по-разному в каждой конкретной ситуации и в общем случае двояко - или улучшает это восприятие (много видно), или, наоборот, ухудшает его (слишком много видно). Кроме того, все градации зеленого цвета и способы использования желтого цвета на картах служат в основном не для отражения видимости, а для отражения проходимости местности летом.

В соревнованиях на маркировке описанные типы местности не всегда используются в чистом виде. Больше того, местность одного из приведенных выше типов, целиком занимающая карту соревнований или явно преобладающая на ней, встречается примерно на 1/3 соревнований. На остальных же 2/3 используются различные сочетания типов местности.

Необходимо различать два принципиально разных сочетания типов местности: их приложение друг к другу (полученное как бы составлением карты соревнований из разных кусков, относящихся к разным типам местности) и наложение одного типа местности на другой. Приведем примеры таких сочетаний, наиболее часто используемые на маркировках.

В числе сочетаний первого вида (приложения) прежде всего следует упомянуть комбинацию мелкого рельефа (ТМ I) и поймы (ТМ VI) как самую сложную для спортсменов. Наиболее же часто встречается, пожалуй, комбинация овражистого рельефа со вставками между оврагами кусков "паутинистой" равнины (ТМ VII) или "полянистого" леса (ТМ VIII).

Среди сочетаний второго вида (наложения) наиболее распространена комбинация ТМ I+TM VII - натянутая на мелкий рельеф сетка дорог, троп и просек. Довольно часто, особенно в Прибалтике и Ленинградской области, встречается наложение мелкого рельефа (ТМ I) на средний (ТМ II).

Как мы покажем ниже, разные виды комбинаций местности по-разному влияют на техническую сложность трассы, т. е. на средние штрафы.

Несмотря на то что местность в соревнованиях на маркированной трассе чаще используется в сочетании разных ее типов, важно знать и влияние каждого типа, взятого в отдельности, на техническую сторону маркировки. Такое влияние, а также влияние других факторов исследовались нами на материалах большого числа соревнований примерно одинакового уровня с помощью удельного показателя а, отражающего техническую сложность трассы в восприятии ее спортсменами, показавшими лучшие результаты.

Показатель а определялся по следующей формуле: a= (S/N)*(R/1000), где S - средний штраф первых 10 спортсменов в протоколе результатов; N - число КП на трассе; R - ранг соревнований (напомним, что ранг определяется как сумма баллов первых 15 участников, при этом мастер спорта "стоит" 100 баллов, кандидат - 30, спортсмен I разряда - 10; максимальный ранг, таким образом, равен 1500).

Поправка удельного штрафа - S/N путем умножения его на отношение R/1000 введена для того, чтобы смягчить влияние разного состава участников (даже на соревнованиях одинакового масштаба, но проводимых разными организациями и в разных районах страны) на значение показателя а.

Все вычисления проводились по данным за семь лет - с 1972 по 1978 г. При этом использовались только соревнования класса мастеров, принятые в качестве таковых инспекцией и утвержденные Всесоюзной федерацией спортивного ориентирования. Было рассмотрено 143 соревнования. В расчетах не использовались всесоюзные соревнования, а также финальные соревнования РСФСР - как несопоставимые по общему уровню участников с соревнованиями класса мастеров в отдельных районах.

Для удобства расчетов и сопоставлений показатель а вычислялся не в минутах и секундах, а в десятых и сотых долях минуты. Кроме того, вводилась индексация показателя а в зависимости от группировки соревнований и трасс по типам местности и другим признакам. При этом в каждом случае смысл индекса показателя а пояснялся.

В табл. 2 приведены значения показателя аь полученного путем усреднения значения а, вычисленного по приведенной, выше формуле для каждого из рассматриваемых типов местности, взятых в отдельности (усреднение проводилось по числу учтенных трасс, мужских и женских вместе, обозначенному в таблице буквой п).

Таблица 2

Тип местности I II III IV V VI VII VIII
п                
a1 0,86 0,22 0,60 0,27 0,51 0,32 0,54 0,43

ТМ на данной трассе считался чистым, а не смешанным, если преобладающая часть КП (80-90%) была поставлена на местности одного типа.

Как видно из табл 2, самый высокий показатель а1 имеет ТМ I что нетрудно объяснить: мелкий рельеф труднее всего прочитывается на карте и на местности в силу причин, о которых мы уже говорили. Добавим, что мелкий рельеф быстро проскакивает перед глазами спортсменов, так и не успев перевариться в их сознании. Самые низкие значения а1 обнаруживаем у ТМ II, ТМ IV и ТМ VI, что также имеет объяснение: среднехолмистый рельеф и хребтово-лощинный в чистых своих вариантах не доставляют больших трудностей при чтении карты, а отдельные формы этих типов достаточно удалены друг от друга, и спортсмен успевает четко зафиксировать переход между ними. Что же касается пойменной местности (ТМ VI), то небольшое значение показателя а1 можно объяснить тем, что все рассмотренные трассы были поставлены в упорядоченной разновидности поймы, состоящей из длинных, слегка изогнутых, низких гряд и полос кустарника между ними. Ориентирование в такой пойме несложно и состоит в аккуратном подсчете пересекаемых гряд и полосок леса. Известно, однако, что существует пойма, особенно у средних рек, довольно сложная для зимнего ориентирования, - с мелкими резкими вымоинами и беспорядочной россыпью островков леса. Учет трасс и на подобной пойме приведет, видимо, к повышению показателя а1 для этого типа местности.

Остальные типы местности имеют показатели сложности a1 трасс, близкие между собой и близкие к среднему уровню a1 для чистых типов местности вообще (a1=0,48), но все же у ТМ III, ТМ V и ТМ VII значения выше среднего. Объяснение этому находим в свойствах данных типов, которые мы уже отмечали, когда приводили их общую характеристику: в повышении скорости движения спортсменов на длинных спусках (ТМ III) и обилии правдоподобных и затянутых "параллельных ситуаций" (ТМ V, ТМ VII). Местность же последнего типа (ТМ VIII), как правило, легче читается и на карте и в натуре.

Приведенные в табл. 2 значения показателя сложности трасс дают достаточно ясное представление о том, что можно ожидать от каждой местности, и позволяют выбирать соответствующую тактику выступления на маркировке.

Интересно проследить, как комбинации разных типов местности отражаются на сложности трассы. Введем с этой целью показатель сложности комбинированной местности a2, значения которого для четырех наиболее часто встречающихся комбинаций (Тип местности включался в комбинацию, если он охватывал не менее 20% той части карты, по которой проходила трасса) даны в табл. 3. Для сравнения приведем показатель аз, вычисленный как среднее значение показателей a1 типов местности, входящих в каждую комбинацию.

Таблица 3

Характер (вид) комбинации Приложение Наложение
Комбинация типов местности I+VI V+VII+VIII I+VII I+II
n        
a2 1.11 0,44 0,54 0,35
a3 0,59 0,49 0,70 0,54

Прокомментируем таблицу. Во-первых, отметим, что разная по характеру комбинация местности по-разному влияет на сложность трассы. Наложение, например, заметно снижает ее по сравнению с некоторой расчетной (среднеарифметической) сложностью типов местности, которые составляют данную комбинацию (0,54 против 0,70 и 0,35 против 0,54). Происходит так вследствие увеличения насыщенности местности и карты ориентирами. И если эта насыщенность не превышает некоторого предельного уровня (т. е. если карта свободно читается на ходу), то ориентирование облегчается, особенно при появлении новых по содержанию ориентиров. Так, линейные ориентиры, дороги, просеки, наложенные на мелкий рельеф, вырезают из него отдельные куски, значительно облегчая задачу поиска спортсменом своего местонахождения на карте и делая излишним тщательное чтение мелких деталей - бугорков, ямок и т. п. То есть один тип местности как бы раскрывает тайны другого.

Что же касается другого вида комбинации местности (приложения), то здесь показатель сложности a1 может либо сохраниться на уровне исходного среднего (а3) - для второй комбинации (ТМ I+ ТМ VII+TM VIII), либо заметно повыситься для первой комбинации (ТМ I+TM VI). Сохранение сложности во второй комбинации можно объяснить тем, что все три прикладываемых друг к другу типа местности (ТМ I, ТМ VII и ТМ VIII) имеют схожую структуру изображения своих ориентиров на карте, в основе которой лежит некий принцип линейности. Потому и не происходит резкой смены характера ориентирования при переходе трассы из одного типа местности в другой. В первой же комбинации, очевидно, наблюдается несовместимость (с точки зрения ориентирования) двух составляющих ее типов местности - мелкого рельефа (ТМ I) и поймы (ТМ VI). Эту закономерность подтверждает и анализ всесоюзных соревнований за все годы, согласно которому самый большой показатель а (равный 1,47, в среднем для мужчин и женщин) получился на трассах 1970 г., расположенных вблизи Горького, когда использовалась именно эта коварная комбинация - поймы и мелкого рельефа.

Подведем итоги рассмотрения сложности трасс, поставленных на смешанной местности. Различные комбинации на одной карте в большинстве случаев не усложняют для достаточно квалифицированных спортсменов поставленные на такую карту маркированные трассы. Такие комбинации преследуют цель, во-первых, предъявить как можно более разнообразные требования к технической подготовке ориентировщиков (и с помощью этих требований выявить сильнейших), а во-вторых, выровнять условия соревнований для спортсменов, живущих в разных районах страны и имеющих какой-либо свой излюбленный тип местности (и с помощью этого максимально выдержать условие спортивной справедливости). Имея в виду эти два назначения трасс на смешанной местности, спортсмены и должны строить всю свою подготовку к крупным соревнованиям на выезде.

Остановимся теперь на различиях в трактовке содержания и задач маркированной трассы, характерных для разных районов страны (точнее, разных центров ориентирования). Заметим, что различия эти так велики, что можно даже говорить о существовании нескольких школ со своим подходом к постановке маркированных трасс. Ведущую роль среди них в настоящее время занимает, пожалуй, московская, что можно объяснить центральным положением москвичей-дистанционников в комиссиях Федерации спортивного ориентирования страны и прежде всего в спортивно-технической. Заметное влияние на формирование и развитие принципов постановки маркировок оказала и местность Подмосковья, для которой характерно незначительное число районов с мелким беспорядочным рельефом, часто используемым летом для постановки сложных трасс.

Отмеченные обстоятельства повлияли и на отношение к маркировке, и на достижения московских ориентировщиков, спортивные и судейские. Москвичи-спортсмены добились заметных успехов в соревнованиях всесоюзного масштаба на маркировке, уступая в среднем лишь ленинградцам, а судьи-дистанционники имеют в своем активе постановку трасс на всесоюзных соревнованиях, проходивших в Подмосковье в 1967 и 1968 гг. - в период наиболее интенсивного развития маркировки как вида ориентирования, что особенно повлияло на формирование московских принципов планирования маркированных трасс. К числу наиболее значительных из них можно отнести следующие:
1) маркированная трасса по подготовке лыжни и по своему продольному профилю должна быть аналогична дистанции лыжной гонки;
2) трасса должна быть разнообразной по характеру задач и по длине перегонов между КП, и в этом разнообразии не должно быть регулярного чередования;
3) трасса должна охватывать два или несколько участков местности, принципиально разных по характеру ориентиров;
4) наиболее технически совершенные задачи на маркированной трассе - "на параллельные ситуации".

Первый из этих принципов не сугубо московский. Он возник как бы стихийно в разных центрах ориентирования страны в конце 60-х годов, когда в него стали приходить бывшие (или еще выступающие в гонках) лыжники. Туристские трассы большинства маркировок того времени - с мягкими лыжнями, проложенными в день соревнований и накатанными группой 3-5 человек, с извилистыми спусками в угрожающей близости от деревьев, поворотами в конце спусков под прямым углом - никаких других чувств, кроме брезгливости и страха за ноги и лыжи, вызвать не могли. Естественно, лыжиики-ориентировщики, выбиваясь на передовые позиции в маркировке, все настойчивее заявляли об этом недостатке трасс. Да и судьи-дистанционники все чаще убеждались, что маркированные трассы с лыжней, проложенной по-лыжному - с плотной основой, упором для палок, хорошо подготовленными спусками и солидным перепадом высот на трассе, - становятся интереснее и сложнее в техническом отношении. Это закономерно: возросла скорость и мелкие ориентиры стали проскакивать перед глазами быстрее, в более искаженном виде; возросла скорость, значит, повысилась физическая нагрузка и, следовательно, снизилась способность спортсмена быстро и правильно сопоставлять схожие сочетания разных ориентиров. Наконец, спортсмены, особенно бывшие лыжники, стали на маркировке просто втравливаться в лыжную гонку, за что расплачивались штрафом за ошибки на КП.

Второй принцип - разнообразия задач - применительно к маркировке также был сформулирован, видимо, дистанционниками-москвичами (В книге В. Алешина, Е. Иванова и А. Колесникова "Судейство соревнований по ориентированию" (ФиС, 1970)). Однако не все московские специалисты трактуют его одинаково. Одни полагают, что задачи должны ставиться по всей трассе непрерывно, т. е. вообще не должно быть длинных участков ее без ориентирования. Другие же считают, что разнообразие должно относиться не только к содержанию задач ориентирования, но и к интенсивности технической нагрузки на спортсменов. Интенсивность же эта может и должна меняться на трассе в широких пределах, снижаясь иногда до нуля, т. е. на трассе могут быть и пустые отрезки длиной до 1 км, а иногда и более. Но эти километры, продуманно распределенные постановщиками трассы по ее длине, не являются потерянными; напротив, в них большой смысл именно с точки зрения ориентирования. Они работают на последующую часть трассы, особенно на ближайший технически сложный участок, подготавливая ошибки спортсмена - заставляя его разгоняться, терять бдительность, превышать допустимую физическую нагрузку. Больше того, пустые отрезки влияют и на предыдущий отрезок трассы - на последний КП, который спортсмен уже прошел, но еще не нанес на свою карту и о котором он, разогнавшись по трассе, может просто забыть и сгоряча сделать прокол в другой похожей точке.

Третий принцип - многоландшафтности - вытекает из общего требования к дистанциям в ориентировании, в том числе, и к маркировке, объективно выявить сильнейших спортсменов, владеющих богатым арсеналом технических приемов и умеющих применять их любой пригодной для ориентирования местности. Принцип этот осуществляется теперь на практике постановщиками трасс ответственных соревнований во многих районах страны. Наиболее же благоприятные условия для его реализации как раз не в Подмосковье, а в районах, расположенных вблизи границ ледниковых зон, в предгорьях, в местах, по которым протекают крупные равнинные реки.

На принципе "параллельности", как мы уже подчеркивали, основана вся маркировка. В том или ином виде он используется при постановке трасс в различных районах страны. Однако в той крайней форме, в которой он трактуется москвичами (как "параллельность ситуаций"), это продукт сугубо московского дистанционного творчества, вызванного спецификой овражисто-дорожной местности Подмосковья. Здесь часто удается найти расположенные близко друг от друга вытянутые примерно в одном направлении (параллельные) цепочки схожих мелких площадок, точечных и линейных ориентиров (ситуации).

Примером, отражающим все четыре московских принципа постановки трасс, может послужить трасса на карте К 1, проложенная по крайней мере по трем типам местности - ТМ V, ТМ VI и ТМ VII (показатель сложности ее оказался равным 0,26).

Описанные принципы планирования трасс на маркировке довольно успешно распространяются москвичами на другие районы страны, и в первую очередь Российской Федерации, где ориентирование стало бурно развиваться в самые последние годы и где существуют хорошие условия именно для лыжного ориентирования. Однако ряд центров ориентирования имеет собственные традиции в развитии нашего вида спорта и вполне самостоятельно трактует содержание маркировки.

К таким центрам прежде всего надо отнести Ленинград. Это связано, во-первых, с его ролью первооткрывателя если не маркировки вообще, то, во всяком случае, эстафеты на маркированной трассе. Во-вторых, Ленинград выглядит очень представительно в списках победителей и призеров всесоюзных соревнований, занимая за все годы по количеству призовых мест неоспоримое первое место. Наконец, на формирование трактовки маркированной трассы ленинградскими ориентировшиками оказала влияние и местность под Ленинградом - разнообразная по рельефу, богатая районами, пригодными для соревнований высокого уровня. Все это (а местность, пожалуй, в особенности) и определило взгляды ленинградцев на постановку маркировки, которые сводятся к следующим принципам:
1) трассы должны прокладываться на местности со сложным рельефом, а КП устанавливаться более или менее равномерно по трассе на насыщенных ориентирами участках:
2) трассы должны быть с большим перепадом высот, чтобы спортсмены получали существенную физическую нагрузку;
3) если два первых принципа соблюдены, то незачем создавать искусственные задачи для спортсменов: они сами отыщут на карте схожие ориентиры, сами придумают себе "параллельные ситуации", на которых и ошибутся.

Как нетрудно установить по этому перечню принципов, основными в ленинградских маркировках будут задачи с растянутой информацией, и в первую очередь задача на чтение карты.

Надо сказать, что в первые годы становления и развития маркировки принципы эти действовали. Участники ошибались, получали крупные штрафы, и трассы казались интересными. Но затем, когда возросли качество карт, техническая подготовка спортсменов, их физическая форма, позволявшая проходить трассу без особого напряжения, штрафы заметно уменьшились. Однако слишком большое доверие к местности, возложение на нее всей заботы по обеспечению спортсменов задачами приводило ленинградских постановщиков не только к соревнованиям с очень низкими средними штрафами, но и к штрафам чрезмерно высоким.

Возникает естественный вопрос: почему в таком случае ориентировщики Ленинграда в течение многих лет стабильно показывают высокие результаты на всесоюзных соревнованиях? Причин тут несколько. Прежде всего, ленинградцы имеют высокий уровень физической подготовки (в том числе и специальной лыжной), чему способствуют тяжелые, с большими перепадами трассы их маркировок. Ленинградцы обладают очень высокой технической подготовкой (навыком работы с картой) - во многом именно благодаря тренировкам и соревнованиям на сложном рельефе. И хотя эта подготовка достигается в основном средствами летнего ориентирования, она помогает и зимой. Наконец, ведущие ленинградцы, будучи членами сильных спортивных обществ, часто выступают на соревнованиях в разных районах страны, обогащая свой опыт.

Перечисленные факторы позволяют пока ленинградцам сохранять сильные позиции на маркировке. Однако если они не изменят свое не очень основательное отношение к планированию маркировок, к подбору районов и карт, позиции эти под напором ориентировщиков РСФСР им не удержать (Справедливости ради отметим, что в последние годы в Ленинграде наметилась тенденция делать маркировку более управляемой и продуманной - с теми же штрафами, которые там уже установились, но без такого их разброса от соревнований к соревнованиям).

Следующий крупный центр зимнего ориентирования - Эстония. Заметна роль эстонских спортсменов в советском спортивном ориентировании. Ряд побед и призовых мест во всесоюзных соревнованиях. Давние традиции в развитии ориентирования вообще. Большой приток лыжников в ориентирование. Более ранний и организованный, чем в других федерациях, переход на цветные карты (начиная с 1976 г. почти все соревнования класса мастеров, в том числе и на маркировке, в Эстонии проводятся на цветных картах). Наконец, местность для соревнований, не менее разнообразная, чем ленинградская (нет разве только каменистых осыпей и скальных выходов), и в то же время, пожалуй, более зимняя, чем летняя по предпочтительности сезона для ее использования в ориентировании: часто с большими болотами, с полями и посевами на буграх - местность, по которой летом бегать либо слишком тяжело, либо не разрешается Правилами соревнований. Все это, естественно, не могло не отразиться на понимании маркировки эстонскими ориентировщиками и на принципах постановки ими маркированных трасс.

Первое, что нетрудно заметить при анализе эстонских маркировок, - серьезный подход к их постановке. Дистанционники проводят большую работу по выбору района соревнований и предварительному планированию трассы, продумывают вопрос о совмещении (хотя бы частично) женской и мужской трасс. Последнее имеет отношение не только к организационной, но и к спортивной стороне соревнований: при совмещении трасс обе стартовые группы, мужчины и женщины, хотя бы часть дистанции проходят по более подготовленной лыжне. Кроме того, у организаторов освобождается время для подготовки всех трасс.

Что характерно для эстонских маркировок? Прежде всего, их затейливая форма, если смотреть на трассу в плане (на карте). Причудливые загогулины длиной 2-3 км с возвращением трассы почти в ту же точку вызваны, видимо, особенностью районов, которые выбираются для соревнований. Обычно это ленты мелкобугристого рельефа, вытянутого вдоль речек или длинных озер, болота, рассеченные изломанными и узкими полосами хребтов-возвышенностей, высотой не более 10 м, хребты покрупнее, обрывающиеся к болотам и озерам крутыми склонами, густо иссеченными мелкими долинками. Схожих, вытянутой формы ориентиров много, и если трасса будет все время крутиться среди мелочи, она окажется технически перегруженной - вероятно, поэтому и включаются в нее длинные пустые петли, проходящие по однозначным ориентирам, по болотам с небольшим количеством ориентиров.

Отметим и такую особенность эстонских маркировок - сравнительно небольшое число КП на них. Так, среднее расстояние между КП на мужских трассах в соревнованиях класса мастеров в 1972-1978 гг. было равно 1,51 км, на женских - 1.25 км. Эти показатели на 30-40% превышают средние по всем маркировкам аналогичного класса за тот же период для страны в целом.

Другая особенность эстонских трасс - широкое использование полуоткрытых и открытых пространств. Именно эстонцы, проведя в 1969 г. вОтепя всесоюзные соревнования, обратили внимание ориентировшиков из других районов страны на коварство открытых пространств, на сложность ориентирования среди бугристых полей (с их избытком информации, искаженной дальней перспективой).

Еще одна черта эстонских маркировок: они часто проложены по дорогам, тропам и просекам. И не для того чтобы разогнать участников на однозначных ориентирах и прямых участках (хотя достигается и это), а чтобы по соображениям охраны природы при прокладке трассы меньше наносить ущерба деревьям и кустарникам. Эстонские дистанционники не увлекаются постановкой КП на растянутых "параллельных ситуациях", а удовлетворяются задачами на выбор одного нужного ориентира из 2-4 схожих, расположенных поблизости друг от друга (т. е. таких, которые все в совокупности легко обнаруживаются на карте спортсмена). Однако и к этим коротким (концентрированным) параллелям постановщики трасс подводят спортсменов не прямолинейно, а с явным стремлением запутать.

Контрольные пункты на эстонских трассах плохо предсказываются. Иногда КП стоят в совершенно неожиданных местах, например на открытых участках, где нет параллелей. По-видимому, это один из принципов эстонских постановщиков, направленный на то, чтобы все время держать спортсменов в напряжении.

Наконец, надо отметить, что крупные соревнования на маркировке в Эстонии ставят обычно и крупные спортсмены, победители и призеры всесоюзных соревнований, и не только с прошлыми заслугами, но и имеющие свежие высокие результаты. И если в Ленинграде такая тенденция стала проявляться лишь в последнее время, то для Эстонии - это традиция.

Латвия - сильный и авторитетный центр ориентирования в стране. Однако зимним ориентированием латыши, как спортсмены, так и постановщики трасс, занимаются с меньшим энтузиазмом, чем летним. Это вызвано прежде всего неустойчивыми малоснежными зимами в республике, а также краткостью зимнего сезона, в течение которого проводятся обычно 1-2 соревнования высокого уровня.

При разработке задач на маркированных трассах здесь используется ленинградский метод: трасса проводится по насыщенным участкам карты, часто в мелком рельефе, в расчете на то, что спортсмены, не вчитываясь на скорости в карту, сами разыщут себе параллели. В таких потенциально опасных местах и ставят КП, иногда не в самых продуманных точках.

Как и в южной Эстонии, здесь широко используются открытые и полуоткрытые пространства, КП при этом ставят на ситуации - на изломанных кромках леса, в углах полей. Трассы в лесу часто идут по дорогам, тропам и просекам - все по тем же природоохранным требованиям, которые постановщиками зимних трасс в Прибалтийских республиках выдерживаются весьма строго.

Контрольные пункты (по крайней мере, на мужских трассах) в Латвии ставят чаще, чем в других районах страны. Ей, пожалуй, принадлежит всесоюзный рекорд по краткости среднего расстояния между КП на маркировке класса мастеров (в 1973 г. на чемпионате ДСО "Даугава", проходившем на местности с мелким рельефом и большим количеством линейных ориентиров, мужская трасса длиной 12 км имела 17 КП). На латвийских трассах КП обычно расставлены более или менее равномерно по длине трассы; постановщики тут не увлекаются "тандемами" и "запирающими" КП. А это означает, что определить местонахождение практически каждого КП удается и на основе информации за контрольным пунктом.

В целом же маркированные трассы в Латвии простые. Впрочем, высокий уровень развития ориентирования в республике вообще позволяет проводить соревнования и с достаточно интересными и продуманными задачами на маркировке.

В Белоруссии кроме Минска зимнее ориентирование успешно развивается также в Гомеле, Могилеве. Выбор районов и типов местности здесь богатый, и это разнообразие начинают использовать на крупных соревнованиях. В подготовке первенства СССР по зимнему ориентированию 1973 г. основную роль сыграли московские дистанционники: рядом с ними работали их белорусские коллеги, что оказало влияние и на принципиальный подход последних к постановке маркировки. Поэтому на основных в сезоне белорусских маркировках можно найти и задачи "на параллельные ситуации", и использование принципа многоландшафтности. В последние годы в Белоруссии появились вполне самостоятельные постановщики трасс, осознавшие возможности своей разнообразной местности и способные преподнести сюрпризы для спортсменов. В среднем же белорусские маркировки простые.

Литва, пожалуй, вследствие мягкой зимы и неустойчивого снежного покрова в меньшей степени, чем другие центры нашей страны, обладает условиями для зимнего ориентирования. Тем не менее два крупных соревнования на маркировке (первенство ДСО "Жальгирис" и чемпионат Литвы) проводятся регулярно. Для трасс на этих соревнованиях характерны следующие черты.

Прежде всего, использование открытых пространств с установкой КП иногда прямо в поле, на мелких ориентирах. Литовские карты, применяемые в зимних соревнованиях, не такие насыщенные, как, скажем, в Латвии, ибо для маркировок используется местность со средним рельефом. По той же причине в литовских маркировках прослеживаются и растянутые "параллельные ситуации", но не столь изощренные, как в Подмосковье. В отдельные годы в Литве встречаются маркированные трассы с такой простодушной постановкой КП, что приходится удивляться, как могут на них мастера спорта получать хоть какие-то штрафы (впрочем, на подобных трассах они их почти и не получают). В Литве вообще много соревнований с низким штрафом, что больше говорит о характере трасс, чем о квалификации участников, а также о тактике осторожного преодоления трассы, используемой обычно спортсменами с невысокой лыжной подготовкой.

Украина, несмотря на свое более южное расположение (чем Литва или Белоруссия), имеет районы вполне благоприятные для зимнего ориентирования (северо-восток республики, Харьковская и Сумская области, Карпаты). Большинство зимних соревнований, в том числе и на маркировке, проходят именно в этих районах.

Какие же черты свойственны украинским маркировкам? Для сравнительно равнинных северо-восточных ее районов характерны трассы с разнообразными задачами, связанными с частой сменой направления лыжни, включением сложных участков местности, насыщенных мелкими ориентирами. Напротив, на местности с крупным рельефом (прежде всего, в Карпатах, а также в некоторых районах Сумской области) упор до сих пор делался на подготовку трасс, требующих от участников хорошей физической формы, с расчетом на то, что под воздействием повышенной нагрузки они будут допускать и технические ошибки. Однако расчет этот редко оправдывался, и трассы, поставленные по такому принципу, получались нулевыми. Не случайно именно Украине принадлежит всесоюзный рекорд минимального среднего штрафа (по первой десятке участников) на трассе класса мастеров. Речь идет о чемпионате республики 1975 г. в Сумах, когда на мужской трассе первые десять участников умудрились все вместе получить всего одну (!) минуту. Причем заработал ее спортсмен, замкнувший первую десятку (по иронии судьбы им оказался один из украинских теоретиков маркировки).

Этот пример отражает средний технический уровень украинских маркированных трасс (по крайней мере, до 1980 г.). В целом они, пожалуй, самые простые среди всех маркировок мастерского класса, которые ставятся в различных районах страны.

Выше, говоря о центральном положении московских дистанционников, мы отмечали их влияние в первую очередь на центры ориентирования Российской Федерации. Здесь мы, однако, подчеркнем, что есть по крайней мере два центра ориентирования в России, которые идут в принципиальной трактовке маркированной трассы и в постановке дистанций собственным путем. Центры эти - Горький и Урал (Свердловск и Челябинск).

В чем же состоят чисто горьковские принципы планирования маркированных трасс? Прежде всего, дистанционники Горького серьезно готовят маркированные трассы, причем на подобных трассах отчетливо звучит мотив борьбы постановщика трасс со спортсменами. Ради победы в такой борьбе постановщики используют изощренные приемы, иногда даже в некорректном исполнении. Например, злоупотребляют таким приемом, как пересечение линейных ориентиров в неудачных местах, проводя трассы через просеки по дну довольно глубоких впадин и ям, из которых просеки эти почти невозможно разглядеть.

Горьковские трассы не очень извилисты и, как и ленинградские, имеют равномерное расположение КП по всей длине. Проходят они по насыщенным ориентирам и участкам местности, и вся "параллельность ситуаций" создается фантазией спортсменов, которым предлагаются сложные и растянутые задачи на чтение карты. Вследствие всего этого горьковские спортсмены в своей массе очень техничны, пожалуй даже слишком, ибо привыкли проходить трассу, досконально разбираясь во всем, а не рискованно, на высокой скорости. И видимо, потому выдающихся результатов на всесоюзных соревнованиях, где требуются не только техника, но и скорость (точнее, техника на высокой скорости), у них нет.

Горьковские дистанционники и спортсмены неутомимо размышляют над проблемами развития маркировки и в последние годы выдвинули новые предложения. В разделе, посвященном перспективам развития маркировки, мы остановимся на них подробно, здесь же отметим перспективность некоторых из этих идей.

Урал (точнее, Средний и Южный Урал) - идеальный район для зимнего ориентирования. На Урале, особенно на его восточном склоне и в прилегающих к нему районах, есть практически любой ландшафт, встречающийся на территории нашей страны и используемый в соревнованиях по ориентированию. На Урале благоприятная для лыжного ориентирования зима - продолжительная, сравнительно ровная по температурам (не считая, может быть, обычно холодного января), снежная в начале и солнечная в конце. Урал находится в центре страны и почти одинаково удален от районов, где зимнее ориентирование развито сейчас или может быть развито в будущем: от Эстонии, Ленинграда, Москвы, Горького и Казани - на западе и от Красноярска, Иркутска, Томска, Новосибирска, Барнаула, Омска и Тюмени - на востоке.

Все эти факторы, видимо, приведут к тому, что в последующие годы Урал станет основным центром зимнего ориентирования, центром сборов, тренировок, регулярного проведения крупных соревнований, в том числе и чемпионатов страны. В связи с этим интересна специфика уральских маркировок - местность, используемая для их постановки, техническая начинка маркированных трасс, средние штрафы первой десятки спортсменов.

Начнем с местности. Она здесь чрезвычайно разнообразна, но есть один ее тип, часто используемый только на Урале и в других районах почти не встречающийся. Это большие округлые горы (купола), по своим плоским вершинам и пологим склонам усеянные горками, скальными стенками и останцами ("столбами"), небольшими каменистыми россыпями и крупными камнями. Таких куполов на карте среднего размера бывает 2-4, а между ними - болото, обычно без ориентиров; правда, иногда на нем встречаются полянки и горки. Вся "игра", таким образом, происходит на куполах или у их подножий. Причем в отличие от равнинной и мелкобугристой местности, где спортсмены сами регулируют свою скорость и могут в насыщенных ориентирами местах трассы двигаться помедленнее, на склонах куполов управлять скоростью движения можно лишь на подъемах. На спусках же, особенно на затяжных, участники развивают такую высокую скорость, что успевают смотреть лишь на лыжню, но не по сторонам (и тем более не в карту). Естественно, при этом они пролетают массу ориентиров, а иногда даже теряют направление спуска.

Такая местность - находка для иного постановщика трассы, однако на Урале постановщики маркировок распоряжаются своей коварной местностью очень тактично, давая возможность спортсменам после головоломных спусков восстановиться на четких ориентирах, а затем уже проводят трассу вдоль склона или в подъем и пытаются вполне корректно их запутать. О сдержанности начальников дистанций основных уральских центров ориентирования свидетельствуют средние штрафы первых десяти спортсменов на уральских маркировках класса мастеров за период 1972-1978 гг. Штрафы эти довольно устойчивы год от года и в целом за все годы имеют сравнительно небольшой разброс по отдельным трассам.

Конечно, на уральских маркировках используется не только куполообразная местность, чаще как раз сочетание различных типов местности. Но независимо от используемых типов местности и их комбинаций постановщики трасс всегда выдерживают уравновешенность маркировки по физической и технической нагрузке.

Уральские дистанционники плодотворно работают и над развитием принципов постановки маркировок, в том числе над использованием растянутых "параллельных ситуаций". Так, в "Методических указаниях" по инспектированию маркированных трасс, подготовленных М. Гитисом (Челябинск), высказана мысль о целесообразности одновременного планирования мужской и женской маркировки, причем так, чтобы обнаруженные на карте параллели включались в игру сразу на обеих трассах по принципу: две версии - две трассы. То есть, когда, например, женская трасса является версией (ошибочной) мужской, и - наоборот. При этом подчеркивается, что на участках разработки двух растянутых параллелей обе дистанции, а также точки КП на каждой из них, не должны быть взаимно видны (чтобы одна трасса не раскрыла другую).

В "Методических указаниях" высказана еще одна хорошая мысль, что инспектировать маркировку должен не просто опытный судья-дистанционник, но судья, обладающий достаточным и свежим спортивным опытом. Инспектируя трассу, он в первый раз должен пройти по ней, как в соревнованиях: без нитки трассы на карте и непременно на скорости, чтобы оценить трассу и точки КП глазами соревнующегося спортсмена.

Кроме Горького и Урала в РСФСР, с точки зрения постановки маркировок, следует также отметить Казань, Пермь и Томск. Общими для них являются разнообразие местности в непосредственной близости от этих городов, серьезное (даже любовное) отношение к маркировке и стремление каждую трассу сделать интересной, с глубоко продуманными задачами.

Мы рассмотрели наиболее крупные и самостоятельные центры ориентирования страны, отметили некоторые их особенности в подходе к соревнованиям на маркированных трассах и к технической начинке таких трасс. Приведем теперь значения (см. табл. 4) показателя а4, обобщающего как мужские, так и женские трассы в каждом центре (или в их группе - например, в Сибири) за 1972-1978 гг. и характеризующего среднюю сложность трасс.

Таблица 4

Центр ориентирования п a4
Украина   0,25
Латвия   0,26
Белоруссия   0,34
Литва   0,37
Ленинград   0,40
Урал   0,50
Европейская часть РСФСР (без Горького)   0,51
Сибирь   0,55
Москва   0,59
Эстония   0,82
Горький   0,94

Как видно из табл. 4, различия в средних значениях показателя ей по отдельным районам довольно большие; существенны и отклонения значений этих показателей для отдельных районов от среднего по стране а (отметим, что средний по стране показатель а равен 0,53).

Сравнительно низкое значение показателя си в Латвии и Литве объясняется, на наш взгляд, недостаточным вниманием к планированию маркировки (вследствие мягкой зимы и постоянной угрозы срыва соревнований), а на Украине и в Белоруссии - в основном свойствами хребтово-лощинного рельефа, используемого в большинстве соревнований на маркировке (ТМ IV, a1=0,27). Высокое значение a4 для Эстонии объясняется намеренным планированием сложных трасс, а также проведением маркировки на местности с мелким рельефом (ТМ I, a1=0,86). To же можно сказать и о Горьком, районе с самым высоким a4. В первые годы рассматриваемого периода (1972 и 1973 гг.) маркировка здесь проводилась почти исключительно на очень сложном мелком рельефе. В последующие годы к нему добавилась еще и коварная комбинация типов местности (ТМ I + ТМ VI), резко увеличивающая показатель сложности.

Приведем теперь данные по годам о крайних значениях показателя а для районов, где они наблюдались, и типов местности, использованных при постановке трасс. Обозначим их соответственно a5 и a6; первый из них (максимальные штрафы) приведем в табл. 5.

Таблица 5

Мужские трассы Год              
Центр ориентирования Горький Сибирь (Новосибирск) Москва Европейская часть РСФСР (Пенза) Эстония (Тарту) Эстония (Тарту) Эстония (Йыгева)
Тип местности I I VII I+VII II+IV+ +VII II+VII I+ II+IV
a5 2,02 1,93 1,01 1,03 0,76 1,51 0,93
Женские трассы Центр ориентирования Горький Горький Ленинград Горький Эстония (Тарту) Эстония (Пыльва) Литва (Шауляй)
Тип местности I I+VI I+IV I+VI II+IV+VII II+VIII I+II+IV
а5 1,39 1,43 1,13 2,46 1,94 1,7.7 1,61

Не случайно, что на два центра ориентирования, имеющих по табл. 4 самый высокий показатель сложности трасс a4, приходится почти 2/3 (9 из 14) мест в коллекции максимальных штрафов, представленной в табл. 5 (заметим, что в ней нет трех первых центров ориентирования из табл. 4). Интересно подчеркнуть, что тип местности (ТМ I), обладающий самым высоким показателем сложности a1, встречается в табл. 4 также в 9 соревнованиях из 14. Наконец отметим, что абсолютный максимум показателя приходится на самую гремучую смесь типов местности (ТМ I+TM VI).

Приведем теперь динамику показателя a6 (минимальные штрафы) и центры ориентирования, в которых он встречается (см. табл. 6).

Таблица 6

Мужские трассы Год              
Центр ориентирования Украина (Львов) Белоруссия (Гомель) Ленинград Украина (Сумы) Европейская часть РСФСР (Ульяновск) Латвия (Алуксне) Украина (Харьков)
Тип местности IV VII IV IV VII II VII
а6 0,09 0,13 0,05 0,01 0,16 0,05 0,02
Женские трассы Центр ориентирования Ленинград Ленинград Ленинград Эстония (Антсла) Ленинград Ленинград Урал (Свердловск)
Тип местности II+VII I+IV IV II I+II II III+VIII
а6 0,30 0,11 0,14 0,10 0,20 0,09 0.09

Данные табл. 6 также вполне согласуются с табл. 2 и 3 и с тем, что было сказано выше по поводу подходов к постановке маркированных трасс в крупных центрах ориентирования. Так, в табл. 6 попали преимущественно центры ориентирования, которые находятся в первой половине табл. 4, т. е. обладающие наиболее низкими значениями показателя а4. Наибольшее представительство (по числу мест) в коллекции минимальных штрафов имеет Ленинград. На это также обращалось внимание, как и на большой разброс в средних штрафах ленинградских соревнований. (В связи с этим отметим Ленинград как единственный центр ориентирования, который по одной и той же категории трасс в один и тот же сезон попал и в табл. 6 и в табл. 6 - женские трассы, 1974 г.)

Самые простые типы местности (ТМ II и ТМ IV) по отдельности или в комбинации с другими типами в табл. 6 встречаются в 10 случаях из 14.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: