Соревнование как стимулирующий фактор.
В работах по социальной психологии указывается на «эффект соперничества»: явное или воображаемое (заочный контакт) нахождение личности в контакте с другими пробуждает у нее дух состязательности, стимулирует ее деятельность (В. М. Бехтерев, Н Трипплет, Ф Оллпорт).
Эксперимент-ми исследованиями были выявлены следующие закономерности:
* очное соревнование с соперником заметно улучшает результаты, но еще большее улучшение наблюдается в том случае, если одновременно соревнуются две команды;
* рабочая активность людей была больше даже при простой осведомленности, что в соседних помещениях люди выполняют ту же работу;
* осведомленность о том, что люди выступают на соревнованиях, может увеличивать скорость работы, а ее точность, качество могут и снижаться.
* дети, как правило, стимулируются при нахождении друг с другом в большей степени, чем взрослые. Особенно острое соперничество возникает между сиблингами (родные братья и сёстры), что приводит нередко не к улучшению, а к ухудшению результатов;
|
|
* играет роль и значимость присутствующих людей;
* имеют значение и типологические особенности людей. Лица с сильной нервной системой больше стимулируются соревновательной обстановкой, чем лица со слабой нервной системой;
* стимулирующая роль соперничества зависит и от знания результатов других;
* существенную роль играет уровень притязаний и самооценки: самолюбивые люди в большей степени стимулируются соревновательной ситуацией, больше «заводятся».