При эксплуатационном расчете самоходных машин определяют: расчетный грузопоток, продолжительность одного рейса, производительность машины, количество машин на участке, горизонте, руднике, расход электроэнергии, топлива и смазочных масел [5].
Расчетный грузопоток
Qрj = k н(Q см/ T р.см),
где Q см – сменная производительность забоя, т; k н – коэффициент неравномерности поступления полезного ископаемого; T р.см – рабочее время смены, ч, T р.см = T см – t пер; T см – продолжительность смены, ч; t пер – время перерывов в работе транспортной установки, включающее технологические перерывы в работе забоя (взрывание, проветривание и др.), при работе самоходных машин t пер = 0,7¸0,8 ч.
Продолжительность рейса
T р = t дв + t погр + t разг + t доп,
где t дв – время движения; t погр – время погрузки машины, которое определяется вместимостью кузова, способом погрузки (погрузочная машина, погрузочно-транспортная машина, экскаватор, люковая погрузка, вибропитатель и т.п.) и мощностью погрузочных средств; t разг – время разгрузки машины; t доп – дополнительное время на задержки в пути, t доп = 1¸3 мин.
|
|
Производительность одной машины при работе в забое
,
где k нр.з – коэффициент неравномерности подачи машин в забой, при отсутствии промежуточной бункеризации k нр.з = 1,5, при наличии промежуточного бункера k нр.з = 1,25.
Потребное количество автосамосвалов или других самоходных машин для обслуживания j -го забоя
N р j = Q р j / Q м j .
Если машины закреплены за определенными забоями, то N р j округляют до ближайшего большего значения. Эти значения суммируют.
Машины, не закрепленные за определенными забоями и обслуживающие любой забой,
N р = S N р j .
Инвентарное количество машин
N инв = k инв N р,
где k инв – коэффициент инвентарности парка, k инв = 1,3¸1,4.
Расчетный расход топлива на транспортирование за один рейс автосамосвала
,
где k т – коэффициент тары машины; Lj – расстояние транспортирования из j -го забоя, км; hj – высота подъема груза при транспортировании из j -го забоя, м.
Удельный расход топлива подсчитывают на 100 км пробега или в час. Для автосамосвалов расход дизельного топлива составляет в среднем 0,4-0,5 л/кВт мощности двигателя (на 100 км пробега).
Фактический расход топлива
q ф = q р j k т.г k т.м,
где k т.г и k т.м – коэффициенты, учитывающие расход топлива соответственно на внутригаражные нужды и на маневры, k т.г = 1,06; k т.м = 1,05¸1,1.
Расход смазочных масел составляет 8-10 % от расхода топлива. Расход топлива на один тонно-километр
q т.км = q ф j /(2 LjP).
Расход топлива по руднику в смену
q = q т.км L св A см.р,
где L св – средневзвешенное расстояние транспортирования, км; A см.р – сменная производительность рудника, т.
|
|
Для электрических самоходных вагонов расход электроэнергии за один рейс
.