Дорожная карта дорожно-транспортных проблем

Проблемы чистого атмосферного воздуха в современном городе давно уже стали заурядными и до сих пор остаются одними из самых актуальных и неразрешенных. Эти проблемы главным образом связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта.

Как следствие - над крупными городами в атмосфере содержится в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения дает автотранспорт.

Основными факторами отрицательного влияния автомобильного транспорта на экологическую обстановку в городе являются: загрязнение воздуха и окружающей среды, шум, вибрация; выделение тепла (рассеяние энергии). Наряду с угарным газом, окислами азота и сажей (у дизельных автомашин) работающий автомобиль выделяет в окружающую среду огромное количество веществ и соединений, обладающих токсическим действием. Наибольшее количество вредных веществ в составе отработавших газов образуется при неотрегулированной топливной системе автомобиля.

Правильная ее регулировка позволяет снизить их количество в 1,5 раза, а специальные нейтрализаторы снижают токсичность выхлопных газов в разы.

Шумовое загрязнение в любых городах практически всегда имеет локальный характер и в основном вызывается средствами транспорта. Уровни шумов при этом превышают 80 дБ, что представляет большую опасностью для окружающей среды в районах оживленного транспортного движения. Медики установили, что повышенные уровни шумов способствуют развитию нервно-психических заболеваний и гипертонической болезни. Борьба с шумом, в центральных районах города затрудняется плотностью сложившейся застройки, из-за которой невозможно строительство шума защитных экранов, расширение магистралей и высадка деревьев, снижающих на дорогах уровни шумов.

Основные направления решения проблемы уменьшения загрязнения окружающей среды города автотранспортом.

1. Техническое совершенствование транспортных средств. Это довольно общие пути решения экологической проблемы транспорта, к которым можно отнести совершенствование двигателя внутреннего сгорания, перевод его на газообразное топливо, а так же маловероятные замены автомобиля с двигателя внутреннего сгорания электромобилем и автомобилем на водородном топливе, которые так часто рекламируются в последнее время, но являются накладными в экономическом отношении.

2. Если говорить о путях решения проблемы шумовой загрязненности города, то наиболее перспективными из них являются снижение собственных шумов транспортных средств, и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции).

3. Зеленые насаждения в городах. Наличие в городе зеленых насаждений является одним из наиболее благоприятных экологических факторов. Зеленые насаждения активно очищают атмосферу, кондиционируют воздух, снижают уровень шумов, препятствуют возникновению неблагоприятных ветровых режимов, кроме того, зелень в городах благотворно действует на эмоциональное состояние человека.

4. Серьезный вклад в снижение загазованности атмосферы города могут внести мероприятия по совершенствованию управления автомобильными потоками и мероприятия по рационализации перевозок внутри города.

Создание в городах единой автоматизированной системы управления перевозками может резко снизить пробег автомобилей в черте города и соответственно уменьшить загрязнение его воздушного бассейна.

В данном аспекте можно представить следующий комплекс мероприятий, обладающих возможностью практической реализации на улично-дорожной сети с целью снижения уровня экологической напряженности.

а) Градостроительные мероприятия. К ним отнесены все мероприятия, которые способны увеличить пропускную способность дорог и, тем самым, снизить внутреннюю напряженность и беспорядочность транспортного потока(обустройство стояночных карманов, местное уширение проезжей части наподходах к перекрестку, реконструкция и увеличение числа полос).

б) Организационные мероприятия. К ним отнесены мероприятия,направленные на снижение транспортной напряженности за счет улучшения режимов движения транспортного потока при неизменных геометрических параметрах дорог (запрещение движения грузового транспорта на городской улице или на отдельном участке, запрещение левого поворота на перекрестке,оптимизация светофорного регулирования).

в) Мероприятия информационного характера. Направлены на снижение неупорядоченности движения транспортного потока за счет повышения качества и наглядности информационного комплекса на перекрестке (улучшение информативности технических средств организации дорожного движения). [http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/4615.pdf].

Международное сотрудничество в рамках ООН включает выполнение требований Комитета по экологической политике Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК ООН). Россия стала участником соглашения ЕЭК ООН с 1987 г. и обязана соблюдать при международных транспортных перевозках правила ЕЭК ООН, которые постоянно пересматриваются и дополняются в соответствии с изменяющимися условиями эксплуатации. Требования по токсичности отработавших газов изложены в Правиле № 49 ЕЭК ООН и последующих поправках к нему, которые вводились в следующей очередности:

Правило № 49........................................................... 1982 г.

Поправка 01............................................................... 1990 г.

Поправка 02 (Евро I)................................................ 1993 г.

Дополнение к Поправке 02 (Евро II)...................... 1996 г.

Поправка 03 (Евро III)..............................................2000 г.

Требования ограничивают выбросы основных токсичных компонентов, присутствующих в отработавших газах карбюраторных и дизельных двигателей.

Подавляющая часть отечественных моделей автотранспортных средств сертифицирована на соответствие ранним требованиям Правил ЕЭК ООН, действовавшим в Европе до 1982 г. Значительная часть автопарка с возрастом более 20 лет (около 10 % общей численности) вообще не проходила экологической сертификации в современном понимании этой процедуры.

С 1 октября 1998 г. в России начали действовать Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов. Согласно этому документу требования к автомобилям в отношении выбросов загрязняющих веществ ужесточают существовавшие до этого отечественные нормативы выбросов в 2—3 раза для дизелей большегрузных автомобилей и в 5 — 6 раз — для легковых автомобилей. Переход на выпуск и эксплуатацию автомобилей и двигателей, соответствующих этим требованиям, осуществляется поэтапно. В настоящее время на рынок стали поступать легковые автомобили, соответствующие требованиям Правил ЕЭК ООН Евро I, а также грузовые, соответствующие требованиям Правил ЕЭК ООН Евро I и Евро II. Несмотря на это, требованиям Евро I в нашей стране соответствуют только 22 % парка подвижного состава, Евро II — 15, а Евро III — менее 1 %.

На водном транспорте в соответствии с международными Правилами предотвращения загрязнения воздушной среды с морских судов с 2000 г. произошло ужесточение выбросов судовыми двигателями оксидов азота и серы. Согласно Правилам содержание в выбросах оксидов азота должно составлять 9—17 г/(кВт • ч), оксидов серы — до 6 г/(кВт • ч), дымность — до 0,15 г/м3. (http://tshanson.ru/mery-po-zashchite-atmosfernogo-vozdukha.html).Суда, эксплуатируемые на международных линиях, должны иметь Международное свидетельство о предотвращении загрязнения воздушной среды, которое выдается на срок не более 5 лет.

Участие России в ICAO требует соблюдения положений документа «Международные стандарты и рекомендуемая практика», который является приложением к Конвенции о международной гражданской авиации. В этом документе представлены международные стандарты на эмиссию авиационных двигателей, а также нормы на эмиссию для выброса топлива из дренажных систем, для отработавших газов вспомогательных бортовых силовых установок, работающих на том же топливе, что и основные двигатели.

В природоохранительном законодательстве РФ в части защиты атмосферного воздуха от загрязнений базовыми правовыми документами являются Конституция РФ как основной закон, а также законы РФ «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха». Согласно этим законам все юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны разрабатывать и осуществлять мероприятия по защите атмосферного воздуха.

Для снижения негативного воздействия на природу и здоровье людей определены стандарты на новые технику, технологию и материалы с учетом недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферы. Существуют два вида стандартов: государственные (ГОСТы) и отраслевые (ОСТы). Отраслевые стандарты аналогичны государственным, но отличаются по сфере своего действия: если ГОСТы распространяются на все транспортные объекты, находящиеся в эксплуатации, то ОСТы разрабатываются транспортными ведомствами и устанавливаются только на новую продукцию.

При проектировании, строительстве и реконструкции объектов транспорта учет экологических требований предусматривается Строительными нормами и правилами (СНиП). В них определяются эколого-санитарный режим городов и других населенных пунктов, требования к размещению и строительству предприятий и сооружений, оказывающих вредное воздействие на природу. СНиПы регламентируют проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, железнодорожных и автодорожных тоннелей и предприятий транспорта.

Законодательно установлены нормативы предельно допустимых концентраций и предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Уровни ПДК включены в ГОСТы, санитарные нормы и другие нормативные документы, обязательные для исполнения на всей территории России [ http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131662].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: