Исследование понимания речи ребенком с интеллектуальной недостаточностью

Исследуемый (имя, возраст) – Глеб, 5 лет

Методы исследования с инструкцией Ответы ребенка Выводы об уровнях понимания
1. Логико-грамматические конструкции: а -Исследование понятий и значений слов у детей. Методика «Четвёртый лишний». - Груша, виноград, апельсин, морковь. - Мышь, лошадь, олень, дерево. б – Методика «Свободной классификации». Необходимо разложить ряды картинок по группам 1-транспорта: воздушный, наземный; 2-животные: домашние и дикие; 3-фрукты; 4-птицы. в – Метод сравнения и различения. Испытуемому называют два слова и просят сказать, что между ними общего и что различного. - Туфли-сапоги. - Стол-стул. - Лето-зима. г – Методика «Определение понятий». Испытуемого просят определить значение слова, спрашивают, значение предлагаемых слов и изучают характер его ответа. 1. Конфета 2. Стол 3. Облако 4. Солнце 5. Любовь 2. Тексты со скрытым смыслом: а – метафоры: - доброе сердце; - золотые руки; - из мухи слона. б – пословицы: - без труда не вытянешь и рыбку из пруда; - человек без друзей, что дуб без корней; - по одежке встречают, по уму провожают. в – сказки: - “Репка” - “Колобок”   - Морковь, потому что она овощ. - Дерево, потому что оно не живое. - Наземный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси. Воздушный: вертолет, самолет, воздушный шар. Домашние животные: Свинья, собака, лошадь. Дикие: волк, лиса, лось, медведь, заяц. Фрукты: яблоко, виноград, груша, арбуз, банан. Птицы: аист, сорока, петух, лебедь. - Туфли - красивые. Сапоги –большие. - Стол - на нем едят Стул - на нем сидят. - Лето-жарко. Зима-холодно. - Надо есть. Они вкусные. - Садиться и есть. - Высоко высоко.Большое. - Светится. - Все люди любят. И все дети идут к любви - хороший человек; - хорошо писал и показывает; - мухи летели на слона и слон чихает. - удочка; - дуб упал; - человек тянет корову. - надо поливать, чтобы репка росла, зёрнышки сыпать; - был красивый в сказке колобок.   - Выделяет объекты в верную категорию - Отнёс к правильной категории, но опирается на наглядный признак. - Мальчик с легкостью разложил картинки по группам. Назвал их категории. Обосновал ответ. - Нет обобщения. Опора на наглядность и свойства предмета. - Верное различение. Категорию не выделил. - Различия выявлены верно (потребовалась помощь в подсказке), но категорию выявить не смог. - Ответ основан на признаке свойства - Ответ основан на жизненной ситуации - Наглядный признак - Наглядный признак, функция предмета - Ответ основан на жизненной ситуации - трудностей не возникло, справился самостоятельно. - справился самостоятельно, трудностей не возникло, не понимает скрытого смысла. - справился самостоятельно, трудностей не возникло, не понимает скрытого смысла.

Общий вывод:

Методики были направлены на определения характера связей, стоящих за словом, т.е. какие мыслительные процессы совершаются при выполнении заданий. Эти методики выявили, что у Глеба есть хорошие данные к обобщению, но она пока не является ведущей. Ребенок при ответе пользуется наглядными, ситуационными признаками. Таким образом, характер связей наглядно-действенный. А так же Глеб не понимает внутренний смысл тех высказываний, текстов, которые ему были предложены. Словарный запас очень беден. При ответах не всегда дает объяснение. Знания необходимо пополнять пословицами и поговорками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: