Реализация рыночных возможностей: маркетинговый комплекс

МАРКЕТИНГ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ

Учебное пособие


ИЭДАТШПЬСКО *■?■ ТОРГОВЫЙДОМ

Москва 2003


УДК 339.138 ББК 65.290-2 А49

Алешина И. В.

А49 Маркетинг для менеджеров: Учебное пособие / И. В. Алешина. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 456 с. — (Университеты бизнеса).

ISBN5-8183-0657-7

Книга представляет собой развернутый конспект лек­ций по дисциплине «Маркетинг», которую автор ведет в Государственном университете управления для студентов ряда специальностей. Маркетинг как область профессио­нальных знаний и сфера деятельности представлен в кон­тексте интернет-технологий и электронного бизнеса и рас­сматривается с позиции менеджера, принимающего решения о развитии бизнеса, и компании в целом в условиях дина­мичной и неопределенной, глобализующейся рыночной среды. Управленческий аспект делает книгу полезной для менедже­ров по продажам и работе с клиентами, менеджеров марке­тинговых коммуникаций, брэнд-менеджеров, менеджеров по развитию, маркетинг-аналитиков.

УДК 339.138 ББК 65.290-2

Дизайн обложки Е. Ярошенко

ЛР 065864 от 30 апреля 1998 г. Подписано в печать 20.07.2003.

Формат 60 х 90 '/к,- Бумага офсетная. Гарнитура «NewtonC».

Печать офсетная. Усл. печ. л. 28,5. Тираж 5000 экз.

Заказ 644

Издательство «ФАИР-ПРЕСС» 109428, Москва, ул. Зарайская, д. 47, корп. 2

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных

диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат».

143200, г. Можайск, ул. Мира, 93

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена, в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Алешина И. В., 2003

1 TSRN4 R1OT.AW7 7 @ СерИЯ' °Ф°Рмление-

li>BN5-8183-0657-7 ФАИР-ПРЕСС, 2003


Краткое содержание

Раздел I МАРКЕТИНГ И ОРГАНИЗАЦИЯ

1. Потребитель, маркетинг и общество....................................... 14

2. Глобальная маркетинговая среда............................................. 40

3. Электронная коммерция, электронный маркетинг и Интернет 63

4. Маркетинг отношений и баз данных........................................ 93

5. Управление маркетингом........................................................ 109

Раздел II МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

6. Маркетинговая информация и исследования.......................... 148

7. Покупательское поведение потребителей.............................. 175

8. Деловое покупательское поведение....................................... 198

Раздел III

РЕАЛИЗАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: МАРКЕТИНГОВЫЙ КОМПЛЕКС

9. Продуктные стратегии для товаров и услуг........................... 218

10. Брэндинг и разработка нового продукта............................... 247

11. Маркетинговые каналы и управление логистикой................ 281

12. Розничная, оптовая торговля и прямой маркетинг............... 307

13. Интегрированные маркетинговые коммуникации................ 330

14. Реклама, продвижение продаж и паблик рилейшнз..........,...363

15. Личные продажи и управление продажами........................... 403

16. Цена и ценообразование в маркетинге.................................. 425

Краткий терминологический словарь........................................ 443

Литература................................................................................... 448

Интернет-индекс.......................................................................... 450


СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................... li

Раздел I МАРКЕТИНГ И ОРГАНИЗАЦИЯ

1. ПОТРЕБИТЕЛЬ, МАРКЕТИНГ И ОБЩЕСТВО.......................................... 14

1.1. Маркетинг и потребитель........................................................................... 14

Концепция маркетинга............................................................................... 17

Обмен и потребительская ценность....................................................... 20

Маркетинг отношений................................................................................ 24

1.2. Эволюция концепций товаропроизводства........................................... 27

1.3. Цели маркетинга............................................................................................ 33

1.4. Социально-этические аспекты маркетинга........................................... 35

Маркетинг и индивидуальные потребители......................................... 35

Маркетинг и общество в целом................................................................ 37

Маркетинг и деловая среда....................................................................... 39

2. ГЛОБАЛЬНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА................................................ 40

2.1. Глобализация деловой среды.................................................................... 40

2.2. Макросреда маркетинга............................................................................. 43

Международная торговая система......................................................... 43

Экономическая среда маркетинга............................................................ 45

Научно-технологические факторы.......................................................... 50

Политико-правовая среда маркетинга......................................... "........ 52

Социокультурные факторы...................................................................... 54

2.3. Микросреда маркетинга.............................................................................. 55

Компания............................................................................................................ 55

Потребители.................................................................................................. 56

Конкуренты..................................................................................................... 56

Партнеры............................................................................................................ 57

2.4. Формы ведения бизнеса на международных рынках.......................... 58

Импорт / экспорт.......................................................................................... 59

Контрактные соглашения........................................................................... 60

Международные прямые инвестиции...................................................... 62

3. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ, ЭЛЕКТРОННЫЙ
МАРКЕТИНГ И ИНТЕРНЕТ.............................................................................. 63

3.1. Интернет как среда ведения бизнеса и маркетинга............................. 63

3.2. Функции Интернет......................................................................................... 67

Информационный поиск............................................................................... 67

Коммуникации................................................................................................. 69

Развлечения...................................................................................................... 71


Трансакции.............................................................................. 72

3.3. Электронный бизнес и электронная коммерция..................73

3.4. Электронный и интернет-маркетинг.................................... 76

3.4.1. Интерактивные каналы интернет-маркетинга................ 77

Интернет-сайты компаний...................................................... 77

Онлайновые сообщества........................................................... 79

Реклама и паблик рилейшнз на других web-сайтах....................... 81

Онлайновые средства продвижения продаж.............................. 82

3.4.2. Эффективное представительство компании в Интернет 83

3.4.3. Взаимное влияние маркетинга и Интернет.................... 87

3.4.4. Достоинства интернет-маркетинга................................. 90

4. МАРКЕТИНГ ОТНОШЕНИЙ И БАЗ ДАННЫХ............................... 93

4.1. От маркетинга трансакций к маркетингу отношений......... 93

4.2. Стадии развития маркетинга отношений............................ 95

4.3. Маркетинг баз данных.......................................................... 98

4.4. Системы управления отношениями с клиентами — CRM.... 101

5. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ.................................................. 109

5.1. Стратегический подход к управлению маркетингом.................... 109

SWOT-анализ....................................................................... 112

Портфельный анализ: матрицы BCG и GE............................... ИЗ

Матрица роста Ансоффа....................................................... 116

5.2. Маркетинговый аудит и контроль.............................................. 117

Сферы, объекты, субъекты и время маркетингового аудита..... 119

Маркетинговый контроль— объекты и процесс........................ 121

5.3. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов,

позиционирование............................................................... 126

Стратегии достижения целевых рынков................................. 129

Сегментация потребительских рынков.................................... 131

Сегментация бизнес-рынков..................................................... 133

Позиционирование.................................................................. 134

5.4. Организация функции маркетинга...................................... 137

Эволюция типов организации маркетинговой деятельности...... 139

Организация интегрированного маркетингового

подразделения......................................................................... 145

Раздел II МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

6. МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ............ 148

6.1. Система маркетинговой информации................................ 148

Виды маркетинговой информации........................................... 151

Средства формирования маркетинговой информации.............. 152

6.2. Маркетинговое исследование и его виды.......................... 155

Предварительное, или разведывательное, исследование............. 157

Описательное, или дескриптивное, исследование...................... 15"


1 S7
Причинное исследование.......................................................................... l->'

6.3. Методы сбора инфррмации для маркетингового исследования.15/

6.3.1. Анализ вторичной информации...................................................... 158

6.3.2. Методы сбора первичной информации........................................ 159

Опрос................................................................................... J*®

Наблюдение.............................................................................. '••—............ VOi

Эксперимент................................................................................................ '64

6.4. Процесс маркетингового исследования............................................... 165

6.4.1. Определение проблемы и постановка цели................................. 165

6.4.2. Проведение предварительного исследования

и формулирование гипотез...................................................................... 167

6.4.3. Разработка плана исследования..................................................... 168

6.4.4. Сбор данных: вторичная и первичная информация.................. 169

6.4.5. Анализ, интерпретация данных и презентация

результатов исследования....................................................................... 172

6.5. Специфика маркетинговых исследований для малого бизнеса,
неприбыльного сектора и международных рынков.......................... 173

7. ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.......................... 175.

7.1. Поведение потребителей.......................................................................... 175

7.2. Внешние, или социальные, факторы поведения потребителей..... 177

Культура.......................................................................................................... 178

Социальный статус................................................................................... 180

Группы и групповые коммуникации....................................................... 182

Семья и домохозяйство............................................................................ 184

7.3. Внутренние, или психологические, факторы поведения

потребителей................................................................................................ 187

Восприятие................................................................................................... 187

Обучение........................................................................................................... 189

Мотивация, личность и эмоции.............................................................. 190

Персональные ценности, жизненный стиль

и ресурсы потребителя............................................................................. 192

Знание и отношение.................................................................................... 194

7.4. Процесс принятия решения потребителем о покупке........................ 195

8. ДЕЛОВОЕ ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ......................................... 198

8.1. Сущность деловых (В2В) рынков........................................................... 198

Основные типы деловых покупателей.................................................. 199

Сегментация деловых рынков.................................................................. 201

8.2. Особенности делового покупательского поведения......................... 203

8.3. Решение о деловой закупке....................................................................... 207

Типы решений делового потребителя.................................................. 207

Факторы решения о покупке.................................................................... 208

Процесс организационной закупки.......................................................... 209

Ситуации деловой закупки....................................................................... 210

8.4. Покупающий центр...................................................................................... 213


Раздел III

РЕАЛИЗАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: МАРКЕТИНГОВЫЙ КОМПЛЕКС

9. ПРОДУКТНЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ................ 218

9.1. Продукт, его виды и уровни............................................... 219

Многоуровневая концепция продукта..................................,... 220

Продуктная линия и продуктный комплекс............................... 222

9.2. Классификация продуктов и маркетинг............................. 223

9.2.1. Потребительские продукты.......................................... 224

Продукты текущего спроса....................,..................,........... 225

Шоппинговые продукты......................................................... 226

Специфические продукты....................................................... 227

9.2.2. Продукты делового назначения.................................... 227

Установки..............,............................................................. 229

Дополнительное оборудование................................................. 230

Компонентные части и материалы.......................................... 230

Сырьевые материалы............................................................. 231

Обеспечивающие продукты.................................................... 232

Деловые услуги........................................................................ 232

9.3. Жизненный цикл продукта и маркетинг............................. 233

Разработка продукта.............................................:.............. 234

Введение на рынок................................................................... 235

Рост...................................................................................... 235

Зрелость................................................................................236

Спад...................................................................................... 237

9.4. Маркетинг услуг..................................................................... 240

9.4.1. Классификация услуг.................................................... 240

9.4.2. Специфика услуг и маркетинговый комплекс.............. 242

Продукт................................................................................ 243

Цена...................................................................................... 244

Распространение.................................................................... 245

Продвижение......................................................................... 246

10. БРЭНДИНГ И РАЗРАБОТКА НОВОГО ПРОДУКТА........... 247

10.1. Брэнд и марка................................................................... 247

10.1.1. Виды марок по типу спонсора.................................... 250

Марка производителя......................................................'...... 250

Частная марка....................................................................... 251

Лицензированная марка........................................................... 253

Совместная марка.................................................................. 253

Общая марка— отсутствие марки.......................................... 254

10.1.2. Виды марок по типу объекта....................................... 255

Корпоративная марка............................................................. 255

Семейная марка...................................................................... 255

Индивидуальная марка......................................,..................... 256

10.1.3. Виды марок по масштабу продаж...................................... 256


10.2.Марочный актив................................................................. t3'

10.3.Процесс управления маркой — брэндинг............................... 25У

10.3.1. Выбор названия марки................................................... 260

10.3.2. Выбор спонсора марки................................................... 261

. 10.3.3. Марочная стратегия....................................................... 262

Расширение линии................................................................ 262

Расширение марки........ '....................................................... 263

Мультибрэнды..................................................................... 265

Новые марки........................................................................ 266

10.3.4.Упаковка и маркировка................................................... 266

10.3.5.Глобальная марка.......................................................... 268

Причины для создания глобальных марок................................ 269

Условия для глобального брэндинга......................................... 269

Создание глобальной марки................................................... 270

10.4. Разработка нового продукта 271

10.4.1.Новые продукты и почему они проваливаются.................. 271

10.4.2.Стратегия разработки нового продукта............................. 273

Генерирование идей.............................................................. 273

Фильтрация......................................................................... 274

Бизнес-анализ....................................................................... 275

Разработка.......................................................................... 276

Тест-маркетинг................................................................... 277

Коммерциализация............................................................... 279

11. МАРКЕТИНГОВЫЕ КАНАЛЫ И УПРАВЛЕНИЕ

ЛОГИСТИКОЙ........................................................................ 281

11.1. Маркетинговый канал и его функции..................................... 281

11.2. Типы маркетинговых каналов............................................... 282

Прямой канал....................................................................... 282

Непрямые каналы.................................................................. 284

Выбор типа маркетингового канала....................................... 287

11.3. Управление каналами 290

11.3.1.Дизайн и управление каналом............:..................... 290

11.3.2.Интенсивность дистрибуции............................................ 293

11.3.3.Разрешение конфликтов.................................................. 294

11.3.4.Вертикальные маркетинговые системы (ВМС)................... 296

Корпоративная ВМС............................................................ 297

Контрактная ВМС................................................................ 297

Администрируемая ВМС....................................................... 298

11.3.5. Горизонтальные и гибридные маркетинговые системы 298

11.4. Физическая дистрибуция и управление логистикой 300

• 11.4.1. Логистика в распространении продукта............................. 300

11.4.2. Основные логистические функции................................... 301

Транспортировка.................................................................. 302

Складирование...................................................................... 304

Управление запасами...................................,........................ 305

Обработка заказов...........................................,................... 306

Защитная упаковка и переработка грузов............................... 306


12. РОЗНИЧНАЯ, ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ И ПРЯМОЙ
МАРКЕТИНГ.......................................................................... 307

12.1. Оптовые посредники......................................................... 307

12.1.1. Функции оптовых посредников................................... 307

12.1.2. Типы оптовых посредников......................................... 309

Оптовые структуры в собственности производителя............. 309

Независимые оптовые посредники........................................... 310

Кооперативы и закупочные офисы в собственности

розничных операторов............................................................ 313

12.2. Розничные операции.......................................................... 314

12.2.1. Типы розничных операторов рынка............................ 314

Форма собственности розничного оператора.......................... 314

Шоппинговые усилия покупателей........................................... 315

Характер предоставляемых услуг............................................ 317

Характер продуктных линий................................................... 317

12.2.2. Маркетинговая стратегия розничных операторов..... 320

Выбор целевого рынка............................................................. 320

Продуктный ассортимент...................................................... 320

Стратегия обслуживания потребителей................................. 322

Ценовая стратегия................................................................. 323

Месторасположение.............................................................. 324

Стратегия продвижения........................................................ 325

12.3. Прямой маркетинг и внемагазинные продажи................. 326

Личные продажи..................................................................... 327

Телемаркетинг....................................................................... 327

Маркетинг прямой рассылки................................................... 327

Телевизионный маркетинг прямого ответа............................... 328

Интернет-розница.................................................................. 328

Продажи через автоматы и киоски......................................... 329

13.................................................................................................. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ
КОММУНИКАЦИИ................................................................ 330

13.1. Коммуникации и маркетинг.............................................. 330

Модель коммуникации............................................................. 331

Цели маркетинговых коммуникаций......................................... 334

13.2. Средства маркетинговых коммуникаций......................... 339

13.2.1. Паблик рилейшнз (ПР) 341

Преимущества ПР.................................................................. 342

Недостатки ПР..................................................................... 343

13.2.2. Реклама 343

Преимущества рекламы.......................................................... 344

Недостатки рекламы............................ •................................. 344

13.2.3. Личные продажи 345

Преимущества личных продаж................................................ 345

Недостатки личных продаж................................................... 346

13.2.4. Продвижение продаж 346

Преимущества продвижения продаж...................................... 347

Недостатки продвижения продаж.......................................... 347


13.3. Критерии выбора и сочетание средств маркетинговых коммуникаций 348

13.4. Процесс разработки маркетинговой коммуникации................ jSj

13.5. Бюджет продвижения» 355

Метод процента от оценки масштаба операций................... 355

Метод «конкурентный паритет»......................................... 356

Метод «все, что можно позволить»..................................... 357

Метод «цели и задачи»......................................................... 357

13.6. Оценка эффективности продвижения 359

13.7. Планирование интегрированных маркетинговых
коммуникаций......................................................................... 360

14. РЕКЛАМА, ПРОДВИЖЕНИЕ ПРОДАЖ

И ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ...................................................... 363

14.1. Реклама и ее виды : 363

14.1.1..................................................................................... Разработка рекламной стратегии 368

Цели рекламы....................................................................... 368

Целевая аудитория............................................................... 372

Определение бюджета......................................................... 372

Креативная стратегия; разработка сообщения..................... 372

Медиастратегия и медиапланирование................................. 377

Оценка рекламы................................................................... 385

14.1.2...................................................................................... Организация рекламы 387

14.2. Провижение продаж 389

14.2.1. Продвижение продаж, ориентированное

на потребителей.................................................................... 391

14.2.2. Продвижение продаж, ориентированное

на деловой рынок.............................................................. 394

14.2.3. Разработка кампании продвижения и оценка

ее результатов....................................................................... 396

14.3. Паблик рилейшнз 397

Направления ПР....................................................................397

Средства ПР........................................................................ 399

Оценка эффективности ПР................................................... 402

15. ЛИЧНЫЕ ПРОДАЖИ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМИ............ 403

15.1. Сущность и виды личных продаж 403

Место продаж..................................................................... 404

Тип коммуникационного канала.............................................. 405

Задачи продавца................................................................... 407

Специфические и новые типы продаж.................................... 408

15.2. Процесс продаж 409

Выявление и отбор потенциальных покупателей..................... 410

Предподход.......................................................................... 41Г

Подход................................................................................. 412

Презентация и демонстрация................................................ 412

Работа с возражениями........................................................ 414

Закрытие сделки................................................................... 416

Отслеживание..................................................................... 417


15.3. Управление службой продаж................................................. 418

Цели продаж......................................................................... 418

Организация продаж.............................................................. 419

Рекрутинг и отбор продавцов................................................. 421

Тренинг и надзор..................................................................... 422

Мотивация и компенсация...................................................... 423

Оценка и контроль.................................................................. 424

i6. ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МАРКЕТИНГЕ........................ 425

16.1. Цена в комплексе маркетинга........................................... 425

16.2. Цели ценовой политики компании................................... 426

16.3. Методы установления базовой цены........................................ 428

Ориентация на затраты........................................................ 429

Ориентация на прибыль.......................................................... 429

Ориентация на потребительскую ценность............................. 431

Ориентация на конкуренцию.................................................... 432

16.4. Стратегии ценообразования............................................. 433

Новый продукт.......................................................................433

Связанные продукты............................................................... 435

16.5. Коррективы базовой цены и специальные цены.............. 435

Скидки и зачеты.................................................................... 436

Географические коррективы................................................... 438 -

Сегментные цены................................................................... 439

Психологические факторы и промоциональные цены................. 440

Онлайновые и глобальные цены................................................ 441

Краткий терминологический словарь......................................... 443

Литература...................................................................................... 448

Интернет-индекс.......................................................................... 450



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: