Речевого общения

«Я-высказывания»

Томас Гордон (Gordon T, 1975) предлагает способ передачи партнеру сообщения о наших чувствах, основанный на «Я-высказывании», или на «Я-послании». Оно не содержит в себе, в отличие от «Ты-посланий», негативной оценки, обвинения другого человека.

«Я-высказывания» (состоящие из четырех ступеней) могут оказать­ся чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необхо­димо прийти к конструктивному (плодотворному) его разрешению. По­скольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я-высказывания» позволя­ет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопо­нимания. «Я-высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий вербализует (выражает словами) проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимо­отношений. Чтобы научиться использовать «Я-высказывания» в слож­ных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоя­тельствах.

Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения «Я-высказывания»:

1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: «Когда Дима на мою просьбу сдать тетрадь ответил: "Я забыл тетрадь дома..."» (Сравните: «Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требование сдать тет­радь...»).

2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в на­пряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с его ребенком, поста­райтесь не обвинять ни родителей, ни ученика (ведь это может вызвать «сопротивление» и нежелание решать проблему совмест­но), а выразить свои чувства: «Я расстроился...», «Я рассерди­лась...», «Я был взбешен...».

3. Описание причины возникновения чувства. Например: «Ведь я накануне предупреждала о том, что буду собирать тетради...».

4. Выражение просьбы. Например: «Я прошу вас проконтролировать в течение недели выполнение Димой домашних заданий и прийти в субботу в школу или позвонить мне, чтобы обсудить наши со­вместные действия».

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной инфор­мации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положи­тельное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с ро­дителями.

Педагоги, овладевшие техникой «Я-высказывания», могут в дальней­шем обучить детей и родителей этому эффективному способу общения в любой напряженной ситуации.

Безусловно, характер речевого общения зависит и оттого, с кем мы общаемся. И если собеседник гибкий, он подстраивается к речи партнера по разговору, стремясь к взаимопониманию. Педагог, умение об­щаться которого является его профессиональным долгом, старается учи­тывать индивидуальные особенности партнеров по общению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: