Педагоги школ и детских садов часто попадают в такие ситуации, когда родители обращаются к ним с некорректными или трудновыполнимыми просьбами или, напротив, упорно игнорируют просьбы, а иногда даже требования педагога. Как научиться отстаивать свои интересы, сохраняя спокойствие и доброжелательность?
Одной из существенных личностных характеристик, поддерживающих педагога в общении с родителями в подобных ситуациях, является ассертивность. Ассертивность — это черта личности, которая характеризуется позитивным социальным поведением, позволяющим защищать свои права и достигать поставленную цель (Bruno F.J ., 1986). «...Это поведение или навыки, которые помогают нам ясно и уверенно излагать наши чувства, желания, потребности и мысли. Это способность говорить " нет", если это требуется, отстаивать свое мнение или открыто выражать свои эмоции, такие как восхищение или гнев» (Powell T., 2000, с 82).
Пионерами в изучении ассертивного поведения по праву считаются Роберт Е. Альберти и Михаель Л. Эммонс, которые выявили, что обучаться ассертивности необходимо не только агрессивным или неуверенном в себе людям, но также и гиперсоциальным представителям нашего общества. Первый тренинг ассертивности был разработан в 1949 году американским психологом Андреу Саттером. В задачи программы тренинга входило обучение людей умению выражать свои желания, потребности и чувства открыто, честно и прямо и умению сопротивляться.
|
|
Автор формулирует основные убеждения, которые мешают проявлению ассертивности:
1. Это эгоистично говорить о том, что я хочу.
2. Другие люди должны сами догадываться о том, что мне нужно.
3. Люди не должны сообщать всем о своих чувствах.
4. Это неправильно — менять свое мнение.
5. Если я буду отказывать людям в их просьбах, они перестанут уважать меня.
6. Если я буду говорить только то, что я думаю, я потеряю всех друзей.
7. Я не должен обременять других людей своими проблемами.
По мнению многих авторов (Feltham C., Dryden W., 2004; Powell T., 2000, Colman A.M., 2001), ассертивный человек обладает следующими чертами:
r умеет сказать «нет» в тех случаях, когда это необходимо;
r умеет открыто заявлять о своей позиции и своих желаниях;
r умеет хвалить и делать комплименты;
r умеет принимать комплименты и критику;
r умеет вести переговоры и находить взаимоприемлемые решения;
r умеет постоять за себя.
Рассмотрим некоторые из этих позиций, представляющих наибольшие затруднения при взаимодействии педагогов с родителями.