Что такое ассертивность

Педагоги школ и детских садов часто попадают в такие ситуации, когда родители обращаются к ним с некорректными или трудновыпол­нимыми просьбами или, напротив, упорно игнорируют просьбы, а иног­да даже требования педагога. Как научиться отстаивать свои интересы, сохраняя спокойствие и доброжелательность?

Одной из существенных личностных характеристик, поддерживаю­щих педагога в общении с родителями в подобных ситуациях, является ассертивность. Ассертивность — это черта личности, которая характе­ризуется позитивным социальным поведением, позволяющим защищать свои права и достигать поставленную цель (Bruno F.J ., 1986). «...Это по­ведение или навыки, которые помогают нам ясно и уверенно излагать наши чувства, желания, потребности и мысли. Это способность гово­рить " нет", если это требуется, отстаивать свое мнение или открыто вы­ражать свои эмоции, такие как восхищение или гнев» (Powell T., 2000, с 82).

Пионерами в изучении ассертивного поведения по праву считаются Роберт Е. Альберти и Михаель Л. Эммонс, которые выявили, что обу­чаться ассертивности необходимо не только агрессивным или неуверен­ном в себе людям, но также и гиперсоциальным представителям нашего общества. Первый тренинг ассертивности был разработан в 1949 году американским психологом Андреу Саттером. В задачи программы тре­нинга входило обучение людей умению выражать свои желания, потреб­ности и чувства открыто, честно и прямо и умению сопротивляться.

Автор формулирует основные убеждения, которые мешают проявлению ассертивности:

1. Это эгоистично говорить о том, что я хочу.

2. Другие люди должны сами догадываться о том, что мне нужно.

3. Люди не должны сообщать всем о своих чувствах.

4. Это неправильно — менять свое мнение.

5. Если я буду отказывать людям в их просьбах, они перестанут уважать меня.

6. Если я буду говорить только то, что я думаю, я потеряю всех друзей.

7. Я не должен обременять других людей своими проблемами.

По мнению многих авторов (Feltham C., Dryden W., 2004; Powell T., 2000, Colman A.M., 2001), ассертивный человек обладает следующими чертами:

r умеет сказать «нет» в тех случаях, когда это необходимо;

r умеет открыто заявлять о своей позиции и своих желаниях;

r умеет хвалить и делать комплименты;

r умеет принимать комплименты и критику;

r умеет вести переговоры и находить взаимоприемлемые решения;

r умеет постоять за себя.

Рассмотрим некоторые из этих позиций, представляющих наибольшие затруднения при взаимодействии педагогов с родителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: