Работая по данной программе, мы рекомендуем учитывать индивидуальные особенности детей. Например, если в группе преобладают малоактивные, молчаливые, застенчивые дети, то на первых занятиях желательно сократить время, отведенное на групповые игры за счет увеличения индивидуальной работы и работы в парах (семейных диадах). В подобной группе возможен обмен информацией не по кругу с передачей мяча, а в свободной форме, по желанию. Также приемлем вариант, когда высказывается один человек от каждой диады (сначала это может быть взрослый, а потом, когда ребенок привыкнет к обстановке, он может говорить вместе с мамой).
При работе с группой активных или одаренных детей мы рекомендуем увеличить число групповых игр, а обмен информацией проводить строго по кругу с передачей предмета, что способствует развитию навыков слушания и произвольной сферы деятельности.
В ходе занятий предлагается частая работа в парах, что подразумевает обязательное общение взрослого со своим ребенком.
|
|
Результативность работы. О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
r возрастающий интерес к выполнению совместных домашних заданий для родителя и ребенка;
r увеличение заинтересованности в специальных упражнениях, направленных на развитие коммуникативных склонностей;
r повышение уровня активности участников занятий, проявляющейся в желании создавать новые игры или модифицировать старые;
r повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Также можно предложить участникам заполнить анкету до начала первого занятия и на заключительном этапе работы группы. Анкета заполняется одновременно обоими участниками семейной диады, при этом каждый участник имеет одинаковое право голоса.
При обработке данных тренер использует линейку, которую он прикладывает к каждой шкале по очереди (длина шкалы составляет 5 сантиметров), и фиксирует результат в баллах (один сантиметр равен одному баллу). Шкалы 2, 3, 5 подсчитываются в прямом порядке; 1, 4 — в обратном. Тренер сопоставляет результаты каждой диады до и после проведения цикла. Также можно подсчитать групповые результаты до начала занятий и после их окончания.