4] (1) В мои намерения не входит найти здесь решение проблемы секса. Человечество неизбежно выработает его с течением веков, когда стадные инстинкты уступят место обдуманному и сознательному отношению к нему стремящихся и интеллигенции. Напомню вам, однако, что стадный инстинкт в отношении секса имеет основой или нормальное и естественное животное инстинктивное желание, или же эмоциональные отношения, и вот эта вторая категория - гораздо хуже, и несет с собой намного глубже зарытые семена беды. Она включает в себя весь спектр взглядов от свободной любви и всеобщей распущенности до ортодоксально узкого и нетерпимого взгляда христианства, как он обычно понимается, хотя это коренным образом отличается от взглядов на жизнь самого Христа. Эта узкая точка зрения, напоминающая общепринятые взгляды англосаксов, идущие еще от Средних веков, рассматривает секс как нечто необычайно греховное и всегда нежелательное, как то, что нужно преодолеть, подавить в себе и держать где-то в глубине христианского сознания, как грязную тайну. И это также идет не от учения Христа, а от влияния Св. Павла.
Эти взгляды вызвали мощную обратную реакцию, которая сейчас достигла своего пика, и она, как и все сильные реакции, тоже нежелательна и опасна, потому что столь же ошибочна, как и то, что ее вызвало. Только при равновесии весов, из центра ступицы вертящегося колеса, можно правильно увидеть ясную перспективу и наметить нужное действие. Когда основные «сексуальные» отношения будут, наконец, установлены, а душа и тело (положительное и отрицательное начало) у стремящихся мира соединятся в постоянном взаимодействии, тогда мы увидим правильное отношение к мировому учению по вопросам секса.
5] Это учение придет из сплава и синтеза лучших взглядов духовных учителей обоих полушарий, воплощая опыт Востока и Запада, мистического и научного подхода к тайне, которая является как физической (требующей научного понимания) так и мистической (требующей духовной интерпретации). Здесь потребуется помощь представителей медицинской профессии, которые смогут дать мудрые физические инструкции, а также культурное знание индийских йогов в связи с энергией, проходящей через центры - в данном случае, сакральный центр. В конце концов, благодаря разумной деятельности здраво и законодательно мыслящих людей мира, поиск сбалансированной желательной точки зрения завершится. Во множестве проходящих сейчас сексуальных экспериментов грядущее поколение найдет точку равновесия, а затем, как следствие, оно склонит чашу весов в желаемом и желательном направлении. В этом нет никакого сомнения, это лишь вопрос времени, и он предопределен астрологией. С помощью развитых умов и через правильное законодательство секс постепенно начнет восприниматься как благая и божественная функция и будет поддерживаться в этом качестве правильным воспитанием юных и невежественных, а также правильными действиями молодого и очень интеллектуального грядущего поколения - сегодняшних детей и младенцев.
Привитие неправильных сексуальных привычек, пример широко распространенной проституции (я отношу это слово как к женщинам, так и к мужчинам), рост гомосексуальности не только в ее редких физиологических формах и предпочтениях, но через искаженное сознание и нездоровое воображение, которые лежат сегодня в основе большей ее части, наследие ограниченного христианского «комплекса вины» в отношении секса, а также наследие больных и сверх- или недостаточно-сексуальных физических 6] тел, привело расу к ее теперешнему хаотичному и неразумному видению этой важной проблемы. Решение будет найдено не через религиозные проповеди, основанные на устаревших теориях, и не через физиологическое подавление или узаконенное разрешение; не придет оно также и через законодательство, вдохновленное различными школами мысли в отдельном обществе или нации. Оно будет результатом объединенных усилий духовно направленного сознания, разумного отношения, интеллектуального проникновения и поступательного движения эволюционного процесса. Ничто не может помешать неизбежному решению этой проблемы и появлению желательных взглядов и условий, в которых секс найдет правильное выражение. (9 - 234/6)
(2) Я уже говорил, что входящий седьмой луч действует через планетарный сакральный центр, а затем через сакральный центр каждого человека. Благодаря этому мы можем ожидать должного развития той человеческой функции, которую мы называем сексуальной функцией. Мы увидим соответствующие изменения в отношении человека к этой наиболее трудной проблеме. Говоря о предмете секса и подчеркивая то, что можно утверждать уже сегодня, я стараюсь быть как можно проще и выражать свои мысли так, чтобы привести к конструктивному результату, чтобы слова зазвучали ясной нотой в современном хаосе несогласованных звуков, спорных мнений и разноречивых идей.
Совершенно ясно, что этот предмет сложен для понимания. Но почему он так сложен? При ближайшем рассмотрении мы обнаружим, что эта сложность обусловлена предрассудками в умах людей, а также их внутренней уверенностью, что именно их точка зрения является единственно правильной, так как они сами живут в соответствии с ней, и им этого достаточно. Эта сложность вызвана еще и тем, что секс является одной из основных первобытных потребностей, одним из важнейших инстинктов и остается до 7] сих пор одним из доминирующих факторов в животной стороны человеческой природы; эта сложность основана также и на чрезмерной интимности данной темы - интимности, которая в период пуританизма, позволила расе низвести естественную функцию до положения грязной тайны. Эта интимность самого предмета секса привела к тому, что на него смотрят как на эпизод, о котором нельзя говорить, как на тему, избегаемую приличными людьми, вместо того, чтобы воспринимать его как инстинктивный и естественный процесс - столь же инстинктивный и столь же необходимый, как функции еды и питья. Однако эта функция не свелась к повседневному удовлетворению, и считается, что ее надо удовлетворять только тогда, когда появляется потребность, а также право на это. Именно здесь лежит огромное отличие, и здесь находится ключ ко всей проблеме.
Сложность представляет еще и то, насколько широко различаются взгляды людей на этот предмет. Здесь мы видим самый широкий спектр подходов к сексу, от безудержного распутства до моногамии, которая превратилась в жестокое бремя для женщины и разнузданную вседозволенность для мужчины. Будучи следствием этих ошибочных взглядов, все эти законы и беззакония, распущенность и ограничения создали в нашей цивилизации очаги заразы, если можно так выразиться. Из-за них мы имеем сейчас слабую мораль, основанную на ложном стыде, районы «красных фонарей», которые представляют собой лишь жалкий компромисс между греховными побуждениями и неудовлетворенными желаниями, разводы, которые разрушают жизнь семьи и постепенно подрывают жизнь нации (так как каждая семья должна быть ее здоровой ячейкой), а также постоянный рост заболеваний в результате половой распущенности и множества беспорядочных 8] связей. Есть здесь и психологический фактор, причем очень важный. Это воинственность, проявляемая многими группами людей, желающих навязать всем остальным свои собственные идеи и свои пути решения человеческих проблем.
Среди всех этих результатов вековых ложных взглядов на сексуальную функцию выделяются два главных зла, а вернее, два главных результата человеческих действий, - умственный и физический. Они крайне важны. Это, во-первых, развитие в сознании человека тех комплексов, психозов и психологических отклонений, которые так серьезно подрывают здоровье и спокойствие сотен и тысяч людей. Во-вторых, это угроза самому существованию человечества, так как оно держится на семейном союзе и семейной жизни. С одной стороны, мы имеем распущенность и вседозволенность в сексуальных отношениях, которые приводят (и всегда приводили) к перенаселению и перепроизводству человеческих существ. С другой стороны мы имеем навязанное силой бесплодие, которое - хотя во многих отношениях и является меньшим злом - тоже опасно. Это бесплодие быстро прогрессирует. В конечном счете оно приводит к нежелательным физическим последствиям. Тем не менее, в настоящее время оно является меньшим из зол. Здесь можно отметить две вещи. В результате первого из этих зол, а также в результате перепроизводства, мы создали столь серьезную и острую ситуацию в экономике, что под угрозой оказались мир и стабильность во всем мире; в результате второго мы получим постепенное исчезновение человечества, если насильственно навязанная стерильность станет всеобщей практикой. Это приведет в конечном счете к преобладанию животного мира и бурному росту животной жизни, и нас ждет период регресса вместо развития.
9] Говоря о предмете секса, мне придется обобщать, так что в определенных правилах и предлагаемых классификациях будет, конечно, много исключений. Я рассматриваю этот предмет в целом, и моя главная тема, соответственно, заключается в опасности нынешних взглядов на секс, в необходимости более полного понимания, а значит, изменения взглядов людей на этот жизненно важный предмет. Отношение к сексуальной жизни со стороны неразумного дикаря и отношение к ней мыслящего и духовно ориентированного посвященного могут показаться настолько далекими друг от друга, как будто не имеют вообще точек соприкосновения; однако в своей основе оба этих отношения ближе друг к другу и к реальности, чем отношение современного обычного человека. Первое подчинено ритму животной натуры дикаря, и так же далеко от порока и грязной распущенности цивилизованного человека, как и у диких животных; второй проживает свою жизнь, контролируя ее, управляя силами своего ума и воодушевляемый стремлением к благу человечества. Между этими двумя крайностями лежит множество точек зрения, множество различных идей, много обычаев, много типов отношений (законных или незаконных), много животных и психологических реакций, много форм брака и много извращений природного процесса, которые присущи современному человеку во всех частях света. Они различаются также в разных цивилизациях и под влиянием разных климатических условий.
Совершенно ясно - не правда ли? - что в мои задачи не входит делать подробный анализ брачных обычаев разных времен, прошлых и настоящих. Это не моя цель - подробно разбирать ошибки, печальные последствия, многочисленные отклонения и садистские жестокости, которые произошли из-за неправильного восприятия человеком природных процессов или своего партнера; не 10] буду я останавливаться и на плачевном непонимании Закона Притяжения и Отталкивания. Вряд ли имело бы смысл выдвигать в этой краткой дискуссии о таком большом предмете какие-либо теории, сформулированные человеком в поиске решения. Имя им легион. Все они несут в себе крупицу правды. Большинство выражает собой глубины человеческого невежества, и их может изучить в любое время любой учащийся, имеющий время на чтение, ум, чтобы видеть предмет ясно и без предрассудков, и деньги, чтобы купить необходимую литературу.
Я не могу и не буду касаться медицинского и психологического аспекта порока, является ли он пороком распущенности или же пороком несчастливой женитьбы. Сейчас мне важнее указать законы, которые должны управлять жизнью человека, особенно там, где речь идет о сексе, и определить - насколько я смогу и насколько осмелюсь - почему и каким образом сложились нынешние конкретные обстоятельства. Я, возможно, смогу выдвинуть предположения, которые, если их внимательно рассмотреть, помогут очистить ум от ложных и иллюзорных взглядов, мешающих человеку видеть истину, и я таким образом смогу помочь ему найти золотую нить света, которая приведет его в нужное время к правильному решению.
Одну вещь я скажу, какой бы печальной она не показалась. Проблема секса, с которой мы сейчас столкнулись, не имеет немедленного решения. На протяжении веков человек неправильно использовал данную Богом функцию; люди отказались от того, что принадлежит им по праву рождения, и благодаря своей распущенности и слабости, благодаря недостаточному контролю, открыли эру болезней, как умственных, так и физических, эру неправильных взглядов и иллюзорных отношений, для искоренения которых понадобится несколько веков. Они также привели к слишком быстрой инкарнации мириады человеческих существ, 11] которые еще не были готовы к ней и которые нуждались в более долгих интерлюдиях между рождениями для ассимиляции своего опыта. Неразвитые души приходят к инкарнации очень быстро; но более старшим душам нужен более долгий период, чтобы освоить плоды опыта. Они, однако, открыты магнетической притягательной силе тех, которые живы в физическом плане, и именно эти души могут быть слишком рано приведены к инкарнации. Процесс этот подчиняется закону, но неразвитые души продвигаются в соответствии с групповым законом, как и животные, в то время как более развитые следуют притяжению человеческих существ, а по-настоящему развитые приходят к инкарнации следуя Закону Служения, через осознанный выбор их душ.
Я разделю то, что хочу сказать, на четыре части, для ясности и четкости изложения:
1. Определения секса, добродетели и порока.
2. Секс в Новом Веке.
3. Некоторые предложения по текущему моменту.
4. Секс и жизнь ученика.
Я не говорю здесь ни об истории, ни о деталях эволюции расы. Они, безусловно, связаны с проблемой секса, но это слишком широкая тема для моих теперешних задач. Как я уже говорил, я не рассматриваю физиологические аспекты секса или болезни, вызванные неправильным употреблением этой функции, не буду я также касаться и темы бесплодия, за исключением того, насколько это входит в наши понятия о современном человеке. Я не могу касаться споров различных школ мысли, потому что я не пишу с какой-то определенной точки зрения, например, с точки зрения религии, или морали, или приверженности какому-то учению. Весь вопрос гораздо шире, чем любой религиозный взгляд или моральные установки узких умов. То, что считается моральным в одной стране или в конкретной ситуации, может быть совершенно обратным в другой. То, что считается законным в одной части света, 12] считается незаконным в другой. То, что представляет серьезную проблему в одних климатических условиях, дает совершенно иные возможности в другой. Полигамия, свобода нравов и моногамия по очереди преобладают в разных частях света, из века в век, и сейчас все они существуют на земле одновременно. Каждая из них по очереди считалась и считается то правильной, законной и допустимой, то неправильной, незаконной и недопустимой. Каждая из этих форм понимания сексуальных отношений побывала объектом нападок и защиты, целомудренного ужаса или благовидных споров; каждая бывала общепринятым обычаем и полноправным образом действия, в соответствии с местом, традициями, воспитанием и взглядами людей. В одной части света женщина могла иметь многих мужей, в другой мужчина по закону мог иметь четырех жен, если он этого хотел, а в гареме и краале такие вещи происходят постоянно. На Западе человек по закону может иметь одну жену, но вследствие свободы нравов и так называемых «романтических» приключений он имеет их не меньше, чем африканский вождь. А сегодня и женщины немногим лучше.
Я перечислил выше эти условия без малейшего желания что-то критиковать, но просто как констатацию факта, а также чтобы пробудить в рядовом читателе понимание мировых реалий, которое, скорее всего, будет очень отличаться от его обычного восприятия. Я пишу не для специалистов, но для среднего интеллигентного учащегося, которому нужна широкая картина существующего в мире положения.
Совершенно верно, что мысли и желания людей всегда тяготели к моногамии, но до сих пор она никогда не устанавливалась повсеместно. Если читатель этого труда отличается смелостью и правдивостью, то он вынужден будет признать, что на протяжении веков люди никогда не были моногамны. Женщины в прошлом были ближе к моногамии, нежели мужчины, но сейчас они 13] стали даже дальше от нее, поскольку современная наука внедряет новые методы, защищающие от риска рождения ребенка. До сих пор акт вынашивания ребенка рассматривался как устрашение и как наказание за законные или незаконные сексуальные отношения. Только вдумайтесь в ужасное значение этих слов! Женщины, практикующие древнейшее ремесло разврата, конечно, всегда существовали, но я говорю сейчас о женщинах семейных.
Поверите ли вы мне, если я скажу, что сегодня ситуация в мире в том, что касается секса, настолько критическая и серьезная, что нет такого мыслителя, который видел бы пути ее решения, или который мог бы найти - как бы ясно он ни мыслил и каким бы эрудитом ни являлся - выход из теперешнего тупика? Столь давно установленные традиции и обычаи со всем, что из них вытекает, могут смутить и самые ясные умы. Погоня за одними лишь физическими результатами сексуальных отношений, осуществляемых в легальном браке или же вне его, привели не только к современному положению, но и к большинству болезней, к безумию, порочным склонностям и различным отклонениям, жертвами которых наполнены сейчас наши больницы, нервные клиники, санатории, тюрьмы и сумасшедшие дома.
Наши молодые люди, особенно ясно мыслящие юноши и девушки идеалистического типа, обнаруживают себя лицом к лицу с ситуацией, которая губит их лучшие намерения. Они не знают, что им думать и во что верить. Они смотрят на освященные законом браки или сами вступают в них и не находят там, как правило, ничего, кроме несчастья, легализованной проституции, нездоровья, поиска недозволенных отношений вне дома, нежеланных и заброшенных детей, трений в результате неправильного выбора партнера, разводов, - и никаких ответов на свои многочисленные серьезные вопросы. Они начинают затем смотреть в другом направлении, на жизнь тех, кто избежал семейной ответственности, 14] и не находят там ничего кроме неудовлетворительной, часто скрываемой, сексуальной жизни, болезней, как результата подавления природных инстинктов, худших психологических проблем, иногда незаконных детей, сексуальных отклонений и растущей тенденции к тому, что называется гомосексуализмом. Они потрясены невозможностью найти ответ на свои вопросы и пребывают в полной растерянности. Они обращаются к мировой мысли, чтобы найти там решение и помощь, но не получают ни ясного ответа, ни основательной философии, ни фундаментальных пояснений. Им могут предложить лишь обычный здравый смысл, запретив всяческие эксцессы и те действия, которые могут повредить их здоровью или привести к ухудшению для них экономических условий. Им могут напомнить мораль прошлых лет, могут предупредить о тех результатах, к которым неминуемо приводит нарушение законов природы, когда физическое тело поддается неконтролируемому желанию. Им могут привести в пример добродетели «простой жизни» и даже подчеркнуть тот факт, что они - дети Бога. Все это и хорошо, и правильно, и полезно. Но при этом не предлагается никакого настоящего решения, их проблема никак не проясняется, так что их растерянность остается. Они могут обратиться к религиозно настроенным людям или найти ортодоксального служителя церкви. Их могут призвать быть хорошими; им могут привести пример святых; они могут быть погребены под ворохом пуританских запретов, праведных банальностей, причем с весьма неудовлетворительными обоснованиями, часто основанными на личных предубеждениях и пристрастиях. Но очень редко в этом хоре звучит ясная нота, и редко удается получить нечто большее, чем провозглашение великого закона Моисея: «Ты не должен...». Для большей части молодых людей нынешнего поколения, ищущих ответов, недостаточно того факта, что Бог сказал 15] то-то и то-то, или Библия предписывает одно, другое или третье; это не удовлетворяет их потребности узнать, «почему». Небеса, где самодисциплина, самоконтроль и сексуальное воздержание получат справедливое вознаграждение, кажутся слишком далекими, чтобы побороть искушения окружающего мира и настоятельные внутренние потребности самого человека.
То, что многие противостоят «плотским искушениям», это чудесная истина. То, что везде есть женщины и мужчины, которые проживают жизнь чистыми и незатронутыми пагубным влиянием, тоже есть чудесный факт. То, что существуют развитые души, чья жизнь далека от животного начала и чьи повседневные поступки контролируются умом, составляет славу человечества. Есть, конечно, и такие, которые воздерживаются от неправедных дел из страха перед наказанием - или же сейчас, в их физическом теле, или же потом, в ином карающем мире. Но кто из всех этих людей, даже самых добрых и близких к святости, может говорить об этой всеобщей проблеме с истинной мудростью и пониманием? Кто из них может видеть выход для человечества на данном этапе? Кто из них понимает причину всех этих страданий, греха и зла, которыми обросли сексуальные отношения? Кто из них на самом деле осознает истинное значение половой жизни, ее место в великом порядке вещей и причину взаимоотношений полов? Кто из них может правильно понять, какова будет следующая эволюционная ступень, куда мы идем, и каким будет наше развитие?