Аккумуляторами называются химические источники электрического тока, основанные на обратимых электрохимических процессах, способные многократно накапливать в себе электрическую энергию, получаемую от внешнего источника, сохранять ее в течении определенного времени и затем по мере надобности отдавать обратно во внешнюю цепь.
Аккумуляторы предназначены для:
-обеспечения питанием жизненно важных потребителей при полном обесточивании бортовой сети в полете, а также при рулении по аэродрому с неработающими двигателями;
-снабжения питанием стартеров-генераторов при автономном запуске двигателей;
-сглаживания пиковых нагрузок в бортовой сети.
Химические источники электрического тока представляют устройства, в которых происходит непосредственное преобразование химической энергии в электрическую. Они подразделяются на гальванические элементы, топливные элементы и аккумуляторы.
Электрохимические процессы заключаются в том, что атомы или ионы одного из активных веществ отдают свои электроны, а атомы или ионы другого вещества принимают их. Эти процессы происходят в пространстве, заполненном жидким электролитом. Переход электронов от одного реагирующего вещества к другому возможен при соединении этих веществ внешним проводником. Выделяющаяся энергия веществ проявляется в виде электрического тока, протекающего по замкнутой цепи, т. е. происходит разряд источника энергии. При разряде химическая энергия превращается в электрическую, а реагирующие вещества - в продукты разряда.
|
|
К основным параметрам, характеризующим электрические свойства аккумуляторов, относятся:
-электродвижущая сила Е, В;
-внутреннее сопротивление Rа, Ом;
-напряжение U, В;
-емкость Q, А.ч.
Внутреннее электрическое сопротивление аккумулятора определяется в основном сопротивлением электролита и электродов. Авиационные аккумуляторы обладают малым внутренним сопротивлением, что позволяет получать большие токи при незначительных внутренних потерях.
Напряжение аккумулятора отличается от его ЭДС на величину падения напряжения на внутреннем сопротивлении Ra при протекании тока заряда I3 или разряда Iр (при заряде U = Е + I3 Ra, при разряде U = Е — Iр Rа).
Емкость аккумулятора определяется количеством электричества, которое можно получить от полностью заряженного аккумулятора при разряде его током постоянной величины до допустимого минимального остаточного напряжения.
Номинальная емкость аккумулятора – количество электричества, которое аккумулятор способен отдать, будучи заряженным, при определенных условиях (температура, режим разряда и конечное напряжение). Емкость аккумулятора измеряется в ампер-часах (а.ч).
|
|
Из авиационных аккумуляторных батарей наиболее распространены следующие:
-кислотные бортовые 12-САМ-28, 12-САМ-55, 12-АСАМ-23;
-щелочные бортовые 20-НКБН-25, VARTA, SAFT.
Первые цифры указывают число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее, последние - номинальную емкость батареи в ампер -часах. Буквы обозначают: САМ - стартерная авиационная моноблочная; АСАМ - авиационная стартерная с абсорбированным электролитом моноблочная; НКБН - никелево - кадмиевая безламельная намазная.